За последние годы количество получателей жилищных субсидий в Украине сократилось в несколько раз, что связано с ужесточением правил предоставления государственной помощи. Но нередки случаи, когда граждан не только лишают льготы, но и требуют от них вернуть средства, выделенные на оплату услуг ЖКХ. "Апостроф" разбирался, когда государство вправе требовать возвращения субсидий, а когда само должно нести ответственность за неправомерные выплаты, и что в таких случаях следует делать простым украинцам.
Что-то пошло не так
Действующие власти неуклонно сокращают программу предоставления жилищных субсидий. За последние два года количество домохозяйств, получающих государственную помощь, сократилось с 7 до 2 миллионов. В нынешнем отопительном сезоне количество субсидиантов должно увеличиться, так как в квитанциях добавится плата за отопление, которое является самой дорогой услугой ЖКХ. Вместе с тем, увеличение числа льготников не будет значительным.
Однако лишение субсидии, как показывает практика, является еще не самым пессимистическим сценарием. В последнее время все чаще происходят случаи, когда государство требует от бывших получателей вернуть предоставленные ранее средства.
На самом деле, по определению субсидия является безвозвратной государственной помощью. Буклеты, распространявшиеся правительством в 2014-2015 годах, когда запускалась программа массового субсидирования, призывали не верить распространяемым слухам о том, что все полученные от государства средства на оплату коммунальных услуг придется вернуть.
Однако все же закон делает некоторые исключения. Они касаются субсидий, которые по определенным причинам были выплачены по ошибке. Таких причин законодательство называет две.
В первую очередь, это предоставление государственным органам ложной информации при оформлении субсидий. Если гражданину удалось ввести в заблуждение органы социальной защиты и получить субсидию, на которую он не имел права, он обязан все незаконно начисленные ему суммы вернуть.
Читайте: Оформление субсидии: какие документы нужно подать в собез
Кроме того, закон обязывает гражданина, получающего субсидию, в месячный срок уведомлять органы социальной защиты об изменении любых обстоятельств, влияющих на предоставление и размер субсидии. То есть если гражданин нашел или, наоборот, потерял работу, получил повышение зарплаты, вступил в брак, родил ребенка, приобрел автомобиль и т.д., он должен немедленно сообщить об этом государству для того, чтобы оно заново оценило, имеет ли он право на субсидию. Если гражданин этого не сделал, и это привело к тому, что ему была начислена лишняя сумма субсидии, она должна быть возвращена.
По словам управляющего партнера юридической фирмы "Горецкий и Партнеры" Олега Горецкого, практика показывает, что наиболее распространенными причинами безосновательной выплаты субсидий по практике 2021 года являются:
- Осуществление государственной выплаты уже после смерти реципиента. Это случается, если члены семьи своевременно (в течение 30 дней) не уведомили уполномоченный орган о смерти получателя субсидии, и ее продолжали начислять. Таких случаев в процессе верификации субсидий выявлено 21 тысячу.
- Получая субсидию, гражданин совершил покупку земельного участка, квартиры (дома), транспортного средства, строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления, или оплатил услуги на сумму, превышающую 50 тысяч гривен. Таких случаев обнаружено 17,5 тысяч.
- Получатель субсидии не сообщил о факте наличия у него или у кого-то из членов семьи транспортного средства, с даты выпуска которого прошло менее 5 лет. Зафиксировано 9,8 тысяч таких случаев.
- Гражданин получал субсидию одновременно по двум разным адресам. Таких людей обнаружено около 10 тысяч.
"Во всех этих случаях орган социальной защиты населения уведомляет получателя субсидий о том, что ему была незаконно начислена определенная сумма, и он должен ее вернуть, - говорит Олег Горецкий. - Возврат может осуществляться либо в добровольном порядке либо, в случае отказа гражданина добровольно вернуть сумму чрезмерно выплаченной жилищной субсидии в судебном порядке".
В большинстве случаев, особенно если речь идет об относительно небольших суммах, люди, осознавая, что действительно получили лишнюю субсидию и не желая вступать в судебную тяжбу, добровольно возвращают средства.
Чья ошибка, тот и платит
Однако бывают и не столь очевидные случаи, в которых законность претензий государства на возвращение субсидии достаточно спорна. Об одном из таких случаев рассказала "Апострофу" юрист ОО "Сильные общины" Наталья Рыжкова.
Житель Киева Сергей К. (имя изменено) оформил жилищную субсидию в 2016 году. Помимо прочего, он сообщил государству и о своем семейном положении, в частности, что он состоит в браке. Поскольку жена Сергея проживает по другому адресу, субсидия ему была назначена, исходя только из его собственного дохода.
Читайте: Украинцы массово ринутся оформлять субсидии: эксперт назвал причину и сроки
Однако нормативная деятельность не стояла на месте. В 2018 году правила предоставления субсидий изменились таким образом, что для их получения начали учитывать доходы всех членов семьи и близких родственников, независимо от того, где они проживают.
В это время органы соцзащиты должны были включить в доход домохозяйства зарплату жены Сергея и пересчитать размер субсидии, или, если доход оказался бы достаточным для оплаты коммунальных услуг, вообще лишить семью государственной помощи. Однако этого не произошло, и субсидию продолжали предоставлять в предыдущем объеме.
И только в нынешнем году государство спохватилось и прислало Сергею уведомление о том, что ему в течение нескольких лет субсидия выплачивалась неправильно. И он должен вернуть все излишне полученные деньги – 37 тысяч гривен.
Конечно, такое требование стало шоком для небогатой семьи. Во-первых, найти такую сумму одномоментно невозможно. К тому же вызывает сомнение правомерность требования о возврате денег. Ведь ошибочная выплата происходила не из-за мошеннических действий со стороны получателей, а из-за действий чиновников.
"Орган социальной защиты утверждает, что в 2018 году отправил Сергею письмо с целью уточнить данные о жене и ее доходах, но тот на него не ответил. - говорит адвокат. - Конечно, если это так и было, то выплату субсидии домохозяйству нужно было прекратить до выяснения обстоятельств и предоставления всей необходимой информации. Однако этого не было сделано: субсидию продолжали бесперебойно выплачивать до 2021 года, когда государство вдруг вспомнило, что правила давно поменялись".
По правилам, человек должен уведомлять государство об изменении обстоятельств, влияющих на назначение субсидии. Однако в данном случае, по словам адвоката, такого изменения не последовало. Сергей женат с 2011 года и сообщил о составе своей семьи еще при назначении субсидий. Когда нормативные документы изменились, у государства была вся необходимая информация для того, чтобы провести перерасчеты. И в том, что это не было сделано, вины гражданина нет. Соответственно, возникает вопрос: должен ли он расплачиваться за ошибки, допущенные государственными служащими?
"Закон действительно говорит о том, что неправомерно полученная выгода должна быть возвращена, – говорит Наталья Рыжкова. – Однако только в том случае, если получение этой выгоды произошло в результате злого умысла и сознательных действий гражданина. Например, если человек при оформлении субсидии предоставил неверную информацию о своем имущественном положении или составе семьи, он, конечно же, несет ответственность за то, что ему неправомерно начислили субсидию, и должен вернуть деньги".
В то же время, другая норма закона говорит о том, что, если человек неправомерно приобрел имущество законным способом и без предварительного умысла, то такое имущество не подлежит возврату.
"В данном случае для того, чтобы требовать возврата излишка полученной субсидии, орган соцзащиты должен доказать, что ошибочное начисление произошло из-за сознательного предоставления гражданином ложной информации, – говорит адвокат. – Однако это не так: все сведения, предоставленные при оформлении субсидии, соответствовали действительности. И никаких изменений, о которых семья должна сообщить государству, за это время не произошло. А избыточная субсидия выплачивалась домохозяйству из-за ошибки государственных служащих. Поэтому вряд ли будет правомерным теперь возлагать ответственность за эти выплаты на граждан".
По словам адвоката, сейчас между Сергеем и органами социальной защиты ведется переписка, в которой стороны приводят собственные аргументы. Закон не ограничивает продолжительность такой переписки, так что она может длиться довольно долго.
Боритесь – поборете
Однако если орган соцзащиты захочет все же прибегнуть к принудительному взысканию средств, ему придется подать в суд и попытаться там доказать, что гражданин получал избыточную субсидию в результате собственного умысла.
"В таком случае решение суда трудно предусмотреть - это своеобразная лотерея, - говорит Наталья Рыжкова. - Судебная практика содержит разные решения, которые суды принимают при аналогичных обстоятельствах. Одни суды действуют согласно норме, которая предусматривает возврат неправомерно приобретенного имущества. Другие постановляют, что раз имущество приобретено законным способом и без умысла со стороны гражданина, то оно не подлежит возврату".
Однако, по данным Олега Горецкого, в судебной практике Украины уже есть решение, в котором Верховный суд признал, что в случае, когда недобросовестность получателя субсидий не была доказана истцом, оснований для принудительного возврата полученных средств нет.
Следовательно, если органы соцзащиты требуют вернуть ранее начисленные субсидии, существуют достаточно высокие шансы защитить себя и свое имущество в суде. Однако только в том случае, если начисление субсидии действительно произошло по ошибке. Если же гражданин получал субсидию благодаря подаче недостоверной информации о своем имущественном положении, то ему, скорее всего, придется рассчитаться с государством.