RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

​Мордору приготовиться: как живет Иран под санкциями и чего ждать России

Жизнь в РФ может оказаться еще хуже

Жизнь в РФ может оказаться еще хуже Фото:

Российская Федерация по количеству наложенных международных ограничений, обошла Иран и КНДР, став самой подсанкционной страной в мире! Как показывает практика того же Ирана, люди там действительно научились жить без западных услуг, товаров и технологий, но что это за жизнь? Как в условиях жестких санкций существуют граждане Ирана и к чему следует готовиться россиянам уже сейчас, узнавал "Апостроф".

Читайте также: Призрак войны: куда катится экономика РФ

Никакого онлайна

Уже на этапе планирования поездки в подсанкционный Иран, у путешественника возникают первые серьезные трудности.

"Если речь идет о туризме, ни один отель нельзя забронировать онлайн, - рассказывает "Апострофу" Екатерина Борисенко, которая путешествовала по стране. – Booking (международная система интернет-бронирования отелей – "Апостроф"), их просто не отображает, хотя отелей много".

Аналогичная ситуация уже сейчас наблюдается и в России. Booking и другие сервисы онлайн-бронирования постепенно перестают отображать объекты в РФ, изолируя оккупантов.

"И вы ничего не сможете оплатить онлайн заранее, даже если вы что-то найдете. Поэтому основной метод оплаты — это, конечно, наличные деньги", - добавляет Борисенко.

Иранские деньги

С риалом нереально

Но и с наличкой в Иране "засада". Карты Visa и Master Card, конечно же, не работают, поэтому в банкоматах снять деньги невозможно.

"Местные жители пользуются локальными картами (подобные карты платежной системы "Мир" действуют в РФ – "Апостроф"). Что поразило, они по карте даже носки в переходе у бабушки могут легко купить, у всех продавцов терминалы», - говорит "Апострофу" Юрий Петинов, путешествовавший по Ирану.

Соответственно, наличность лучше привозить с собой. Но!

"Например, вы привозите в страну наличные доллары. Но затем вам нужно потратить половину дня в Тегеране на то, чтобы эти наличные доллары обменять. Но это не так просто. Для этого вам нужно найти местного жителя, который отведет вас на рынок и найдет вам "барыгу". А "барыга", увидев тысячу долларов, скажет, что у него столько нет денег для обмена, и вам придется искать трех "барыг", чтобы обменять необходимую сумму в целом", - отмечает Екатерина Борисенко.

При этом, не стоит забывать, что менялы работают по "черному" курсу. "А черный курс на 10-20% отличается от официального", - поясняет изданию путешественник Вячеслав Кравчук.

В теории, можно, конечно, приехать в Иран уже с национальной валютой этой страны – риалом. Если вам удастся где-то его раздобыть. Но на практике, из-за галопирующей инфляции (от 20% до 50% в год), сделать это будет нереально.

"Ведь даже тысяча долларов в Иране — это очень большая сумма для обмена и потом по факту у вас будет большой черный мусорный пакет этих денег, а купюры достаточно мелкие", - уверяет Екатерина Борисенко.

Уже сейчас подобные процессы можно констатировать и в России. С началом широкомасштабной агрессии Кремля против Украины курс рубля по отношению к доллару моментально обвалился (более 100 рублей за 1 доллар США). Очевидно, что на фоне кризиса, оккупанту придется включать печатный станок, что приведет к еще более серьезной инфляции. Соответственно, не за горами тот момент, когда за мешок российских рублей можно будет купить лишь одну буханку хлеба.

Автопром

"Аренда автомобилей существует, но опять же нужно договариваться через посредников и отдавать наличный залог. Никакого Avis (международная система бронирования проката автомобилей – "Апостроф") там нет", - отмечает Екатерина Борисенко.

Правда, рассчитывать на богатый выбор не стоит, а о некоторых марках машин украинцы и не слышали.

"Доминируют автомобили иранского производства, и по отзывам местных пользователей, они не самые качественные", - поясняет изданию путешественник Вячеслав Кравчук.

"Автопром в большинстве своем французский: автомобили 25 лет и старше, а также местные Khondro Samand, которые по своему качеству напоминают первые китайские попытки сделать автомобиль", - говорит "Апострофу" Юрий Петинов, путешествовавший по Ирану.

Автомобиль Samand

"Есть, конечно, автомобили иностранного производства, но большинство из них либо не поставляются в Иран напрямую, либо импорт обкладывается сумасшедшими налогами. Я слышал от иранцев, что новый Mercedes S класса может стоит 500 тысяч евро и даже больше", - добавляет Кравчук.

Вероятно, подобным образом придется выкручиваться и России, замещая импорт отечественными автомобилями. Но не факт, что оккупантам удастся перестроиться в ближайшие годы. Еще 5 марта крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ приостановил свою работу. Официальная причина – дефицит электронных компонентов, которые в самой России не производятся.

"Смешные" цены не для всех

С точки зрения европейца, цены в подсанкционном Иране просто "смешные".

"Полноценный обед на двоих в аэропорту обойдется в 10 долларов. Ужин с кальяном, чаем и парой блюд на весь вечер 15–20 долларов в зависимости от уровня кафе. Перекусить на улице до 2 долларов с человека. Жилье – приличный отель 3–4 звезды в районе 20 долларов за двоих и завтрак включен, - говорит Юрий Петинов. – Автобусы междугородние есть хорошие, есть "уставшие". В комфортабельном автобусе проезд на 500 км стоил 5 долларов с человека (напитки и снеки включены). Авиасообщение для избранных местных. Цена перелета на 1500 километров – 60 долларов при покупке сегодня на завтра. Такси по договоренности за 1 доллар вас будут катать по всей столице минут 30. За 20$ нас отвезли за 300 километров в один конец, предварительно завезя к себе домой, напоив чаем и покормив".

"Пятизвездочный отель может стоить 30 долларов за ночь, а в ресторане можно нормально поесть и на 5 долларов", - добавляет Вячеслав Кравчук.

Необычный отель в Иране

"А бензин вообще стоит как бутилированная вода", - резюмирует Екатерина Борисенко.

Но для самих граждан Ирана даже такие цены считаются очень высокими, ведь уровень дохода основной части населения крайне низкий.

"Цена на топливо о-очень чувствительная статья расходов для местных. Поэтому многие автомобили переоборудованы на газ", - отмечает Юрий Петинов.

Бизнес-"костыли"

Иран - богатая полезными ископаемыми страна.

"Страна богата природными ресурсами: нефтью, драгоценными металлами, но они не могут их продавать из-за санкций. Кстати, некоторые страны на этом наживались: Россия добывала в Иране полезные ископаемые, и сама продавала, а Иран от этого получал лишь небольшую часть", - поясняет Вячеслав Кравчук.

Аналогичная судьба ждет и Россию. Так, по оценкам экспертов, по сравнению с довоенным периодом, оккупант потерял половину своего нефтяного экспорта.

Тем не менее, граждане Ирана пытаются налаживать бизнес-связи с Западом, используя различные финансовые "костыли".

"Например, за границей иранцам очень сложно открыть счета в банках – им не хотят их открывать из-за всяких внутренних инструкций самих банков и санкций против Ирана. Бизнес, конечно, очень хочет работать с иностранцами, ведь это источник валюты, но делать это сложно: туризма не так много. Проблема и с пересылкой денег. Их принимают через каких-то родственников, которые имеют счета в Европе", - отмечает Кравчук.

На этом фоне рынок Ирана заполоняют товары из стран, которые не поддерживают санкции Запада.

"Вся страна и Тегеран в том числе - это один сплошной базар китайского барахла. Качество одежды очень низкое", - резюмирует Юрий Петинов.

Режим

Иран – структурированная теократия, соответственно, граждане этой страны испытывают на себе все "прелести" подавления инакомыслия.

Во-первых, жесткая цензура в интернете. В стране есть обширный список запрещенных сайтов.

"Интернет в Иране просто невероятно медленный и даже VPN не всегда помогает", - говорит Юрий Петинов.

Во-вторых, особое положение у служителей режима.

"Повсюду культ аятоллы (духовный лидер шиитов – "Апостроф"). За отказ от религии предусмотрена смертная казнь. Повсюду много полиции и военных, и они имеют привилегированный статус, их доход выше среднего, как впрочем, и у всех государственных служащих", - отмечает Петинов.

Почти, как в России: иранская "Юнармия"

А поэтому неудивительно, что молодые иранцы стремятся по возможности иммигрировать.

"Молодежь прилично говорит на английском и те, кто говорит, хотят или оформляют возможность уехать из страны. У них есть программа США помощи в эмиграции способным студентам", - резюмировал Петинов.

Впрочем, строгость режима нельзя рассматривать как прямое следствие санкций, а скорее, как "необходимый" инструмент для сохранения строя в условиях низкого уровня жизни обычного населения. Запреты в интернете, культ личности, привилегированное положение силовиков и чиновников – все это уже давно есть и в России. Более того, зампред совбеза РФ Дмитрий Медведев уже высказывал мнение, что неплохо было бы вернуть в РФ смертную казнь. И очевидно, что по мере усиления санкционного давления и следующего за ним роста социального напряжения, положение дел в РФ будет только ухудшаться.

Читайте также

Новини партнерів