RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Общество

Монстры из прошлого: зачем Россия использует в Украине бронепоезда

В РФ обратились к опыту чеченских войн

В РФ обратились к опыту чеченских войн Фото:

В марте 2022 года появилась первая информация о прибытии российского бронепоезда на временно оккупированный юг Украины. Появление бронепоездов фиксировалось и в последующем, вызывая удивление и многочисленные шутки, мол, что делают эти монстры из прошлого в современной войне? На самом деле, поводов для смеха не очень много. Российская армия не просто использует старые бронепоезда, но и активно строит новые. Возникает вопрос, "зачем"?

У большинства людей бронепоезда четко ассоциируются с военными событиями 1917-1921 годов, где они были ударной силой всех воюющих армий. Определенную роль они сыграли и на полях сражений Второй мировой войны и даже во время более поздних конфликтов. В частности, во время войны 1946-1954 годов во Вьетнаме. Северные и южные регионы этой страны соединялись железной дорогой, по которой происходило снабжение французских гарнизонов. Именно железные дороги стали одним из главных объектов нападения вьетнамских партизан. Поэтому французское военное командование было вынуждено решать проблему путем включения в состав поездов снабжения платформ, вооруженных башнями от легких списанных танков.

В Советском Союзе после Второй мировой войны почти все бронепоезда были сняты с вооружения. Но когда в конце 1960-х годов началось советско-китайское противостояние, в СССР был разработан и быстро внедрен проект бронепоезда БП-1. Он состоял из бронированного тепловоза ТГ-20, бронированного штабного вагона, двух платформ с танками Т-62 или ПТ-76, которые по специальным аппарелям могли спускаться с платформ и действовать уже как подвижные огневые точки. В состав бронепоезда входила зенитная бронеплатформа с двумя спаренными 23-мм пушками. После окончания конфликта эти бронепоезда были законсервированы и еще долго стояли на запасных линиях, аж до начала чеченских войн в РФ.

Характер этих войн больше напоминал противостояние французов и вьетнамцев. Чеченские повстанцы постоянно организовывали диверсии на железных дорогах, которые оставались главными транспортными артериями федеральной армии. Действия партизан были настолько успешными, что русские начали строить сначала импровизированные бронеплатформы для сопровождения эшелонов, а потом расконсервировали платформы бронепоездов БП-1. Например, появился спецпоезд "Терек", в состав которого вошли тепловоз, бронированный штабной вагон, зенитная платформа, платформа с танком Т-62 и десантный вагон. Комплектация поезда постоянно изменялась в зависимости от потребностей и задач. На Дальнем Востоке также было расконсервировано несколько старых бронепоездов. Из их элементов были созданы новые спецпоезда - "Байкал" и "Амур", которые достаточно активно используются в ходе разнообразных учений, начиная с 2014 года.

Появились бронепоезда и на войне в Украине. На видео, снятом 7 марта в районе Мелитополя (внимание, ненормативная лексика), можно разглядеть российский бронепоезд новой формации. Впереди идет открытая бронированная платформа, за ней тепловоз ТЭМ-2 с бронированной кабиной машиниста (известен только один подобный тепловоз, который входил в состав "спецпоезда №2" во время второй чеченской войны). Затем идет бронированная зенитная платформа от бронепоезда БП-1, а за ней грузовой и пассажирский вагоны. На шестой платформе размещается техника под тентом. Вероятно, это машина с радиостанцией или РЭБ, которые использовались во время войны на Кавказе. За ними следует открытая бронеплатформа и штабной бронированный вагон от ПБ-1. Последним идет еще один тепловоз. Можно предположить, что задачей этого бронепоезда было прикрытие строительства новой железнодорожной ветви для налаживания логистики с оккупированным Крымом.

Видео с российскими бронепоездами попадали в сеть и позже. Например, одно из таких было сделано в начале апреля в том же Мелитополе.

И 10 июня 2022 года под Купянском (на видео ненормативная лексика).


Издалека его можно принять за БП-1. Однако при детальном рассмотрении оказалось, что это все-таки новый бронепоезд, в основу которого положена схема БП-1. Впереди идет пустая грузовая платформа (на случай подрыва на мине, чтобы основной состав не пострадал), за ней открытая небронированная платформа с БМП-2, имеющая аппарель для спуска последней своим ходом. Третьей следует импровизированная бронированная платформа с ЗУ-23-2 и коробковидным бронированным укрытием для расчета или десанта. В центре бронепоезда идет бронированный маневренный тепловоз, за ним - еще один импровизированный блиндированный вагон, в стенках которого имеются горизонтальные амбразуры для ведения автоматно-пулеметного огня, а в середине вагона - десант с крупнокалиберным пулеметом. За этим вагоном следует еще один маневренный бронированный тепловоз. Седьмой проходит платформа, половину которой занимала блиндированная коробковидная надстройка с амбразурами и десантом, а также ЗУ-23-2. Далее проходит платформа с аппарелью для БМП-2 и открытым бронированным коробом для живой силы и запасов. Замыкает бронепоезд еще одна небронированная грузовая платформа. В общем, огневая мощь такого бронепоезда достаточно внушительная. Экипаж-десант не менее 35-40 человек, 4 пушки калибра 23 мм, вероятно, несколько крупнокалиберных и ручных пулеметов + две БМП, а это минимум еще две 30-мм пушки и пулеметы.

Конечно, возникает вопрос "зачем?". И ответ снова кроется в слове "партизаны". "Вторая армия мира" оказалась, как и 100 лет назад, крайне зависима от железнодорожных сообщений, без которых невозможно доставить на фронт необходимое количество боеприпасов и провизии. Поэтому русские не стали придумывать ничего нового, а воспользовались опытом чеченской войны. Как видим, для этого они не только задействовали серийный бронепоезд "Терек", базировавшийся на Кавказе в Южном военном округе, но и собрали совершенно новый состав.

В сети уже появлялась информация об атаках на бронепоезда. Но к сожалению, для украинских партизан и ССО такие бронепоезда являются проблемой, поскольку одним ударом из РПГ или ПТРК уничтожить все платформы и вагоны невозможно. Оставшиеся будут наносить огневое поражение, плюс вступит в действие десант и БМП. Пока единственным действенным способом уничтожения таких "стальных монстров" является авиация и массированный удар артиллерии. Ничего нового – так было и во время Второй мировой войны.

Читайте также

Новини партнерів