В понедельник, 20 июня, в разных источниках появилась информация о том, что ВСУ наносят удары с применением артиллерии и авиации по острову Змеиный. Позже стало известно, что удар был нанесен не столько по самому острову, а по буровым платформам, так называемым "вышкам Бойко". Этот обстрел стал продолжением противостояния за остров Змеиный, о котором рассказывает "Апостроф".
Противоборство между Россией и Украиной на Черном море свелось к борьбе за небольшой клочок земли – остров Змеиный. До 2022 года тут располагалась база Госпогранслужбы. В первый же день Большой войны, 24 февраля, россияне провели операцию по захвату острова. После ультиматума, на который был получен отказ с известной формулировкой насчет "русского военного корабля", крейсер "Москва" и патрульный корабль "Василий Быков" обстреляли остров, а бомбардировщик Су-24 нанес демонстрационный бомбовый удар.
В 22:00, 24 февраля, Государственная пограничная служба Украины объявила, что российские войска взяли остров под контроль. Однако на этом битва не закончилась.
Россияне стали рассматривать остров как форпост и тыловую базу для возможной высадки морского десанта в Одессу и поэтому стали укреплять там оборону, прикрыв его от удара с воздуха средствами ПВО флагмана Черноморского флота крейсера "Москва". И это было их ошибкой. 14 апреля флагман ЧФ РФ затонул в результате пожара, отправившись именно по тому адресу, куда его послали защитники острова. По информации министерства обороны РФ, пожар привел к детонации боеприпасов, при этом причины возгорания не сообщались. Эксперты практически единодушно говорят о том, что пожар на "Москве" случился в результате удачного попадания двух противокорабельных ракет, выпущенных расчетом берегового украинского комплекса "Нептун".
Результат "пожара" на крейсере "Москва"
После этого роль острова в планах россиян возросла многократно. Поскольку прикрыть от ударов с воздуха возможную высадку десанта было уже нечем (практически вся система ПВО флота была завязана на "Москву"), было решено максимально усилить остров наземными зенитно-ракетными комплексами.
В начале мая, во время попытки штурма острова Змеиный бойцами 73-го морского центра спецопераций ВСУ, обе стороны понесли потери. Так, по объективным данным с помощью беспилотников Bayraktar были уничтожены 4 патрульных катера "Раптор", десантный катер "Серна", 3 системы ПВО, командный пункт и склад боеприпасов на острове. При этом россияне заявили о сразу нескольких сбитых "Байрактарах". По крайней мере, остатки одного беспилотника с бортовым номером были выловлены в румынских территориальных водах.
Более или менее достоверно известно о том, что 7 мая Змеиный подвергся удару пары Су-27, которые смогли уничтожить склад боеприпасов или топливные резервуары (возможности "чистых" перехватчиков для работы по земле крайне ограничены). Считается, что в этот же день ракетой, выпущенной с Bayraktar ВМС ВСУ, был уничтожен российский вертолет Ми-8АМТШ, который осуществлял высадку десанта посадочным способом.
Минобороны России, в свою очередь, заявило, что в ночь на 8 мая в районе Змеиного были уничтожены "два украинских бомбардировщика Су-24 и один вертолет Ми-24 воздушных сил Украины". Вероятно, какие-то потери все-таки были, так как 10 мая стало известно о гибели вертолетчика из состава 10-й авиационной бригады ВМС Украины Василия Ильчука, причем в некрологе было сказано, что он "погиб в районе острова Змеиный". Так как в составе бригады нет Ми-24, можно предположить, что был сбит Ми-14. Тем более, что впоследствии в российских пропагандистских ТГ-каналах появилось некое видео якобы с атакой российского истребителя на Ми-14.
После этого россияне занялись усилением обороны острова – сюда морем были доставлены, как минимум, по одному комплексу ПВО "Панцирь" и "Тор". Именно вопрос снабжения и стало "ахилессовой пятой" русских. В ночь на 17 июня, южнее Одесского газового месторождения, техническими средствами ВМСУ, на переходе в направлении острова Змеиный была обнаружена группа в составе буксира "Василий Бех", двух катеров типа "Серна" и катера типа "Раптор". Было принято решение атаковать. В 03:54 при корректировке с борта Bayraktar ВМС ВСУ и американского RQ-4 (позывной FORTE10), "Василий Бех" был поражен двумя противокорабельными ракетами (официально, украинская сторона до сих пор не подтвердила информацию о пуске ракет). Согласно некоторым данным, до 05:17 россияне пытались организовать борьбу за живучесть судна и спасательную операцию с участием катеров "Серна" и "Раптор".
Расположение "вышек Бойко" по отношению к острову Змеиный
В результате операции, по неподтвержденным российской стороной данным, с пораженного буксира было снято 23 человека, 4 из которых – тяжело ранены. Тяжело раненные моряки были доставлены в СПБУ "Таврида", с последующей эвакуацией вертолетом Ка-27.
По данным воздушной разведки, по состоянию на 09:20 17 июня, "Василия Беха" в районе поражения не обнаружено, что свидетельствует о том, что судно затонуло.
Немного странным выглядит выбор судна для простой переброски грузов на остров. Ведь "Василий Бех" - это достаточно современный борт с уникальным оборудованием для глубоководных спасательных и исследовательских работ - водолазный комплекс с барокамерой, необитаемый подводный аппарат "Марлин-350" с глубиной работы до 400 метров. Некоторые источники добавляют, что на борту спасателя была ЗРПК "Панцирь-С1", однако тогда непонятно, каким образом в зоне его досягаемости свободно работал беспилотник, поскольку кадры с его камеры с поражением судна ракетами достаточно быстро попали в Сеть. Очевидно, таким образом в очередной раз была подтверждена слабая эффективность "Панциря" против турецкого "Байрактара".
И вот 20 июня начался следующий этап борьбы за остров Змеиный. Вначале появилась информация об обстреле подразделениями ВСУ самого острова, а потом стало известно об огневом ударе по буровым платформам в Черном море, которые были захвачены Россией после оккупации Крыма в 2014 году. Эти платформы известны, как "вышки Бойко".
Факт удара, по состоянию на 15.00, 20 июня, не был подтвержден официальными источниками с той и другой стороны, однако о нем заявили народный депутат Алексей Гончаренко и коллаборант, так называемый "глава Крыма" Сергей Аксенов. Последний отметил, что удалось спасти 5 человек, трое ранены, поиск остальных продолжается. В России уже пригрозили ответными ударами "по центрам принятия решений". Каким будет дальнейшее развитие событий – пока совершенно неясно.