На оккупированных территориях Украины фашистская федерация запланировала провести очередной акт геноцида украинского народа – принудительную мобилизацию. Оккупант уже реализовал этот сценарий в Донецке и Луганске, когда отловил практически всех дееспособных мужчин, и отправил их на фронт в роли пушечного мяса. Теперь, по данным украинской разведки и западных аналитиков, пришла очередь заложников в оккупированных районах Запорожской и Херсонской областей. Какие риски для Украины и самой россии несет такая мобилизация, и есть ли возможность ее избежать - разбирался "Апостроф".
Логика оккупанта
О том, что россия планирует мобилизовать украинцев на оккупированных территориях Херсонской и Запорожской областей, ГУР МО предупреждало еще в апреле. А уже в начале осени оккупанты приступили к конкретным действиям. Так, например, в захваченном врагом Северодонецке было запланировано набрать 500 мужчин для пополнения 2 армейского корпуса и так называемой "народной" милиции.
"Но на данный момент программа "мобилизации" полностью провалена", - отметили в ГУР МО.
А на днях мэр города Алешки (Херсонская область) Евгений Рыщук выложил в сеть документы оккупационных администраций, которые свидетельствуют о том, что россияне в регионе при содействии коллаборантов запланировали мобилизацию.
"Аннексия оккупированной Украины нужна Кремлю, чтобы обеспечить возможность принудительного призыва украинских гражданских воевать против Украины", - предупредили в американском Институте исследования войны.
С точки зрения международного права, насильственная мобилизация гражданского населения на оккупированных территориях строго запрещается.
"Оккупирующая держава не может принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. Всякое давление или пропаганда в пользу добровольного поступления в армию воспрещается", - значится в 51 статье Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны.
"Это нарушение всех принципов не только международного права, но и общечеловеческих принципов. Оккупировав твою территорию, тебя заставляют идти прямо на войну", - говорит "Апострофу" экс-глава внешней разведки Николай Маломуж.
Читайте: Путин отказался от спасательного круга, теперь только петля на шее - Дмитрий Орешкин
Но преступная логика кремля, естественно, иная. Выбрал на "референдуме" россию – иди за нее воевать. Тот факт, что "референдум" - дешевый фарс, оккупантов, конечно же, не смущает.
И проблема только начинает разрастаться в масштабах.
"Сейчас эта мобилизация еще не носит массового характера, потому что призывают только людей с паспортами рф. А таких на новооккупированных территориях не так и много. Мобилизация будет двухэтапная: сначала оккупанты заставят людей взять российский паспорт. По опыту Донбасса это все же не такой быстрый процесс. Даже на оккупированном Донбассе остается все еще достаточно большой процент людей, которые не взяли российские паспорта, - поясняет "Апострофу" военный эксперт Михаил Жирохов. – Другое дело, что планируется создавать добровольческие подразделения так называемой территориальной обороны Запорожской и Херсонской областей. Вот в таком формате они могут привлекать кого угодно".
Так, например, в оккупированном поселке Мирное Херсонской области было проведено собрание местных жителей при участии военных рф.
"Обсуждались вопросы набора местных мужчин в состав "народной милиции". Было указано, что образование, возраст, физическое и моральное состояние не имеют никакого значения", - сообщали в ГУР МО.
Живой щит
Зачем кремлю такая мобилизация?
"Эти люди в принципе не являются бойцами. У них нет самого главного – мотивации. У них наоборот мотивация не идти", - отмечает Маломуж.
Но, опять же, в логике оккупанта, пушечному "мясу" мотивация и не нужна.
"Да они не являются надежными и квалифицированными бойцами, но использовать их как пушечное "мясо" россияне однозначно будут", - добавляет Маломуж.
"Эти потери даже не будут проходить как потери военнослужащих российской армии. Эти люди будут приравнены к "мобикам" Донецкой и Луганской областей. Потеряли 5-10 тысяч человек – русским все равно, ведь это для них "недороссияне", - говорит экс-сотрудник СБУ Иван Ступак, комментируя ситуацию "Апострофу".
Есть ли риск для самой россии, что насильно мобилизованные, получив в руки оружие, обернут штыки против самой рф? По мнению экспертов, такой риск минимален, ведь формировать из них отдельные военные части никто не будет.
"Эти люди, которые будут мобилизованы, их направят в действующие части. Во время получения оружия и доукомплектации частей их полностью берут в оперативную работу спецслужбы – военная контрразведка, командование воинских частей, ну и заградительные отряды кадыровцев, специальной службы порядка. Они их интегрируют в действующие военные части под полный контроль, чтобы не было разговоров, что кто-то чем-то недоволен, чтобы не готовились удары в спину россиянам и не было планов сдаться в плен", - резюмирует Маломуж.
А вот для Украины риски от такой мобилизации имеются.
"Гражданская война" возвращается
Во-первых, это долгоиграющая история, мина замедленного действия, заложенная под единство нации, которая может сдетонировать даже после смерти путина.
"Когда группы мобилизованных бросают для того, чтобы выявить огневые позиции украинских войск, украинские защитники ведь не будут спрашивать "ты откуда приехал?", когда на тебя идут с автоматом. Мобилизованных начнут убивать, поедут гробы, а дальше уже будет работать российская пропаганда, которая скажет: "вот видите, Украина вас убивает". Таким образом, россияне будут сеять зерна непонимания, отдаления оккупированных территорий от Украины", - поясняет "Апострофу" политический аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич.
Во-вторых, для врага идеальный вариант убивать украинцев руками самих украинцев. Ничего не напоминает? А "гражданскую войну в Украине", о которой кремль твердил все эти годы?
"Это попытка поднять ставки, создать зону дополнительных проблем для Украины, и на внешнеполитическом поле каким-то образом представить войну в Украине, как конфликт между самими украинцами. И тут кремлю все равно: под дулами автоматов или нет, добровольно не добровольно, главное, чтобы на фронте были жители оккупированных территорий Запорожской, Херсонской областей", - отмечает Тышкевич.
Но разве кто-то в мире уже поверит в "гражданскую войну" после 24 февраля?
"Да, этот нарратив самостоятельно не будет работать. Не сработал раньше, не сработает и сейчас. Но это укладывается в логику повышения путиным ставок, плюс ядерный шантаж, и диверсии на "Северном потоке", когда украинская ГТС остается практически единственной рабочей. И на этом фоне путин будет пытаться вытянуть государства ЕС хотя бы на консультации с целью давления на Украину и заморозку, как говорят русские, конфликта. Поэтому вариант, когда с другой стороны тоже воюют украинцы, для адвокатов путина будет аргументом. Это не аргумент для тех, кто принял решение поддерживать Украину. Это аргумент для адвокатов путина, с которым они будут работать. А дальше все будет зависеть от ситуации на фронте. Такие аргументы не работают самостоятельно, но это может стать при неблагоприятном стечение обстоятельств удобным аргументом для ряда европейских политиков", - резюмировал Тышкевич.
Что же в таком случае делать? Как не дать кремлю разыграть эту карту?
Варианты спасения
Самый рабочий вариант – покинуть территорию оккупации. Но если это невозможно…
"Нужно прятаться! Да, мы сами не думали, что доживем до такого, но реальность такова, - рассказывает "Апострофу" жительница Донецка Ирина. – В магазин лучше пусть ходит кто-то из родных женского пола. В общем, как можно реже показываться на улице, чтобы вас не могли забрать. Также желательно не жить по месту прописки. Если есть возможность съехать к родственникам, то ей нужно воспользоваться. Не открывать никому двери ни под какими предлогами: служба газа, соседи которых вы "топите", сверка счетчиков, всем на выход "пожар"… Никому не открывать! Лучше вообще не подходить к дверям, если кто-то стучит – у родных есть ключи, а все остальные пусть думают, что дома никого нет. Можно поискать местные паблики, где люди пишут, на каких улицах видели военкомов. Но тут нужно учитывать, что такие паблики могут читать и россияне. Еще есть вариант дать взятку в военкомате, чтобы сделали какую-то справку о негодности: незрячий, пятеро детей. Все равно что, лишь бы была бумага, которую они признают. В Донецке этот вариант отлично работал".
Однако если насильственной мобилизации все же не удалось избежать, необходимо использовать любой вариант, чтобы сдаться в плен.
"Для Украины ключевой момент – поддерживать связь с жителями оккупированных территорий и объяснять, что даже если они оказались на фронте, они очень быстро могут перейти линию фронта и сдаться в плен", - резюмирует Игар Тышкевич.