RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

"Почему депутаты не воюют, а я должен": как российские ИПСО пытаются сорвать украинскую мобилизацию

Русские прилагают массу усилий, чтобы повлиять на мобилизацию в Украине

Русские прилагают массу усилий, чтобы повлиять на мобилизацию в Украине Какие ИПСО используют против мобилизации Фото: vin.gov.ua

В Украине продолжается общая мобилизация, введенная в действие указом президента сразу же после широкомасштабного вторжения россии в феврале прошлого года. Но параллельно с ней враг проводит свою информационно-психологическую операцию, направленную на то, чтобы украинская мобилизация шла более проблематично. В общество вбрасываются мифы, полуправда, разнообразные фейки и откровенная ложь. И все для того чтобы ослабить украинское войско. Какие нарративы использует враг для искажения реальности, и как оно на самом деле - исследовал "Апостроф".

"Официально Украина не воюет"

Этот вброс тянется еще со времен, когда на украинском телевидении буйным цветом цвели каналы так называемого пула Медведчука. Приглашенные "эксперты", преимущественно из бывших "регионалов" или их мелкие клерки, настаивали, что никакой войны с россией нет, ведь не введено военное положение. А раз так, то и мобилизации быть не может (с 2014 по 2015 год в Украине прошло несколько волн частичной мобилизации).

При этом тот факт, что в Украине с 2014 года действовал особый период, во время которого президент имеет право издавать указы о частичной мобилизации, адептов "не войны с россией" не очень волновал.

Читайте: Военнослужащий за ними не "бегает": кто в Украине имеет право на отсрочку от мобилизации

С началом широкомасштабного вторжения тот же вброс вынырнул снова. Мол, Украина официально не объявила войну россии, а потому мобилизация на войну незаконна. Это, конечно, низкокачественная манипуляция - и вот почему.

Да, действительно, отдельного указа об объявлении войны нет. Но! Этого не требуют ни национальное законодательство, ни нормы международного права. В частности, в резолюции ООН об определении агрессии №3314 от 1974 года отмечается, что оккупация, вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, бомбардировка, блокада портов, переброска банд или наемников в другое государство – это акты агрессии, независимо от объявления войны.

"Война признается войной по факту. И не имеет значения – признает ее кто-то или нет, объявляли войну или нет. То есть не нужно принимать закон или указ, который бы специально бы подтвердил, что у нас война", - объяснила заместитель министра обороны Анна Маляр.

Кроме того, общая мобилизация – следствие объявления правового режима военного положения. Именно военное положение позволяет принимать подобного рода решения. А военное положение в Украине продолжается с 24 февраля 2022 года. Поэтому все аргументы относительно "неофициальной войны", и как следствие "неофициальной мобилизации" - не более чем вымысел кремля.

"Вот когда депутаты пойдут на войну, тогда и я"

Это еще один нарратив, с которого прямо-таки за километр торчат уши москвы. Этакая манипулятивная апелляция к справедливости. В соцсетях можно найти немало комментариев в пользу такой "справедливости": "когда пойдут на фронт "слуги", министры и депутаты? Почему до сих пор не на передовой?", "Сами в Буковеле спрятались, а простой народ гонят насмерть. Вот пусть депутаты и судьи первыми и идут".

В основном подобные комментарии оставляют боты без настоящих фото в профиле. Однако и реальные люди встречаются.

Читайте: Мобилизация в Украине: когда "возьмутся" за мужчин, выехавших из страны

Основной смысл в этом нарративе таков, чтобы представить войну как "интерес политиков", который они вроде бы решают "за счет простого народа", а сами на фронт не спешат. Кстати, изобретение не новое – эти тезисы выдвигали предыдущие восемь лет войны пропагандисты кремля в Украине и московский патриархат.

Псевдологическая цепочка в такой ИПСО выглядит просто – не будет у власти этих политиков ("киевского режима"), не будет и войны.

Однако если навести оптику логики на этот нарратив, то он не выдерживает никакой критики.

Во-первых, это неправда, что депутаты, политики и чиновники не воюют. Так, с оружием в руках защищают Украину нардеп от "Голоса" Роман Костенко и его коллега по фракции Роман Лозинский. Депутат от "ЕС" Яна Зинкевич координирует работу бригад парамедиков, спасающих раненых бойцов на передовой. Воюют и местные депутаты, например депутат Николаевского облсовета Евгений Игнатенко, или депутат Кировоградского облсовета Андрей Яровой. 11 народных избранников местного уровня из Львова и области также одели форму ВСУ. Воюют и бывшие народные избранники: Игорь Луценко, Руслан Кошулинский, Андрей Ильенко и другие.

Во-вторых, конечно, далеко не все 100% депутатов и чиновников ушли на фронт, но государственные институты должны работать и в период войны. Особенно в период войны. Ведь вопросы тыла, социального обеспечения, здравоохранения, образования, экономики, ЖКХ никто не снимал. А без людей, которые обеспечивали бы их работу - это было бы невозможно.

А вот, кстати, среди российских депутатов Госдумы на фронте действительно нет ни одного.

"Украина мне ничего не дала"

Поэтому я ей ничего не должен и мобилизовать не имеют права.

"В школе и в университете мы выучили сына за свой счет, лечились всегда за свой счет, то есть к государству не обращались ни разу. Почему теперь государство обращается к моему сыну и отправляет его в армию", - пишет в соцсетях пользователь Елена Фрун.

Однако с юридической точки зрения такой нарратив ничтожен. Статья 65 Конституции Украины говорит, что защита Отечества, независимости и территориальной целостности – обязанность граждан Украины. В этой связи может возникнуть запрос на выход из гражданства Украины. И российская машина ИПСО пытается этот запрос подпитывать, публикуя в сети разного рода "инструкции" по выходу из украинского гражданства. Однако такие "дорожные карты" преследуют только одну цель - возмущение общества. Ведь процедура выхода из гражданства довольно продолжительная, а точка в ней может быть поставлена только соответствующим указом президента.

Читайте: Фейки о вручении повесток: какую дезинформацию распространяют в соцсетях

Что же касается морального аспекта вопроса… Миро Попович – гражданин США, родившийся в Украине. Прошел службу в армии США, был в Афганистане. С началом широкомасштабного вторжения Миро имел не одну возможность эвакуироваться в Штаты, но выбрал другую судьбу и стал на защиту Украины с оружием в руках.

"Полемика вроде - "Украина мне ничего не дала, поэтому я ничего не должен" - не нова. Идея эта - малоросская и напрямую связана с навязыванием россией принципа "вы малороссия, ваша страна - не страна, ваша культура - не культура". Мы родились и выросли на земле украинской, поэтому это наша обязанность - встать на защиту. Если страна нуждается, чтобы ты взял оружие в руки, не спрашивайте, что мне дала Украина, а спрашивайте с себя, что я могу дать Украине. В наш дом пришел враг, который в это время убивает наших людей, насилует детей и женщин и уничтожает наши дома. Враг уже здесь и сейчас. И эту проблему надо решать вместе. Если вы не в силах брать в руки оружие, помогайте волонтерам, делайте донаты, используйте свое время ради нашей победы. Это долг каждого сознательного украинца. Для меня Украина - мой дом и мое сердце. 24 февраля мы все осознали путь, по которому должна идти наша страна. Потому что придет время и наши дети будут читать учебники по истории. У них возникнут вопросы - а что вы, папа и мама, делали в 22-23 годах? Ответ на этот вопрос делается здесь и сейчас", - подчеркивает Попович, комментируя ситуацию "Апострофу".

"Мобилизуют преимущественно мужчин с запада Украины"

А мужчины с востока, юга и столицы, которые после начала полномасштабной войны перебрались на запад, дескать, имеют индульгенцию от мобилизации.

Такие вбросы появились относительно недавно, но уже успели взбудоражить общество.

"Мужчин забрали из Прикарпатья. Двух сыновей и внука из одной семьи отправили в армию, а они армию раньше даже во сне не видели. Наших столько умирает и умирает, ведь вся ноша на них. Где харьковчане подевались? Где киевляне? Где они все? Где они воюют?", – пишет Стефания Гавяк.

"Взяли ребят из Яворова и закрыли ими призов других областей. Разве нет", - добавляет Наталья Яремчук.

Читайте: Мобилизация будет еще более эффективной: зачем в Украине сверяют данные призывников в шести реестрах

На самом же деле: "Распределение военнообязанных для призыва по регионам законодательством Украины не предусмотрено", - отметил начальник Управления персонала штаба Командования Сухопутных войск ВСУ Роман Горбач.

"Это манипуляция. Такого подхода к мобилизации в принципе не существует, - объясняет "Апострофу" представитель Минобороны Александр Мотузяник. - У нас вопросы мобилизации по всей территории Украины осуществляются планово, в соответствии с теми показателями, которые определяются Генштабом. Абсолютно равномерно осуществляется мобилизация, в соответствии с потребностями Генштаба".

Но понятно, что у каждой административно-территориальной единицы возможности разные: одни регионы более густонаселенные, другие менее. Соответственно, одни регионы могут направить в армию больше военнообязанных, другие меньше.

Это очевидно, если посмотреть в разрезе регионов последний довоенный план призыва срочников на службу в ВСУ. Больше всего срочников стране давала Днепропетровская область, на втором месте Харьковская область, на третьем – Одесская. То есть в мирное время в ряды ВСУ привлекали больше срочников с юго-востока страны, а не с запада. И просто потому, что там проживало больше граждан.

С началом широкомасштабного вторжения ситуация изменилась. Маятник внутренней миграции качнулся в сторону относительно безопасного запада. По данным ООН, в Украине насчитывается около восьми миллионов ВПЛ. Согласно отчету Международной организации по миграции ООН, в разрезе по регионам большинство переселенцев в Украине - жители востока страны (45% от общего количества). А переселились они в основном на запад (37% от общего количества).

"Если в западных регионах граждан сейчас гораздо больше, то и планы у них, конечно, больше. Действительно, есть такая зависимость", - отмечает Роман Горбач.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что на западе страны могут вручать больше повесток и привлекать в ряды ВСУ больше людей.

И напомним, что в Украине девятый год идет ожесточенная война с напавшей на нас Россией. С февраля 2022 года идет полномасштабная война. Процесс вручения повесток – это не автоматический билет на войну, а в первую очередь актуализация данных граждан Украины. Да, вслед за повесткой возможен призыв военнообязанного человека на военную службу. Это нормальный процесс в воюющей стране. Следует не забывать, что обязанность каждого украинца - защищать свою страну. Ибо если сегодня ты убегаешь от войны – завтра она может прийти к тебе.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів