Украинские защитники продолжают сдерживать наступление превосходящих сил врага вокруг Авдеевки. Начальник Авдеевской ВГА Виталий Барабаш заявил, что это самое большое наступление россиян на город за все время полномасштабной войны. Для штурма враг задействовал сотню единиц техники и около двух тысяч солдат. Какая сейчас ситуация на Авдеевском направлении и почему враг так хочет захватить город - в эфире Апостроф TV рассказал военнослужащий ВСУ КИРИЛЛ САЗОНОВ.
– Что происходит на Авдеевском направлении? Какая ситуация в целом на фронтах?
- На Авдеевке очень горячо. И рядом в Марьинке попытки наступления россиян тоже очень активны, но неудачны, к счастью. Еще минувшей ночью начала работать российская авиация, где-то в 5 часов утра начала работать российская арта, ракеты, затем они пошли в наступление. Мне кажется, они подтянули все резервы, которые находились на второй линии. Это вопрос больше к Генштабу и нашей разведке, но говорят о трех задействованных ими батальонах, также много бронетехники. Этот штурм в чем-то напоминает неудачный штурм Угледара. Наши бойцы не утратили ни одной позиции. Все атаки были отбиты, но ребятам реально очень тяжело. Общались с ребятами с утра: враг толпа за толпой идет в наступление.
Смотрите: Оккупанты нанесли разрушительные удары по Авдеевке: фото и видео
Стратегического значения Авдеевка не имеет. Потому что все, что можно о ней сказать – это рядом Донецк – 17 км до центра. А если речь об окраине, то дачный поселок Спартак – вот и Донецк. Но так было и в 2015 году, и все это время.
Видимо они пытаются оттянуть какие-то наши резервы – это военная причина. Есть и политическая причина. Потому что россиянам вообще не о чем говорить в отношении позитива. Они потеряли Херсон и это была очень мощная репутационная "плюха".
Все что они взяли – это Бахмут, и тот не до конца. Более того, они могут потерять Бахмут в ближайшее время. Потому что с юга продвигаются Силы обороны Украины – Клещиевка, Андреевка. С севера они пытались отбросить нас из Богдановки, Григорьевки и Часового Яра, но не смогли.
Зато уже сейчас мы огненным контролем перекрываем трассу из Горловки – это трасса Мариуполь-Донецк-Горловка через Бахмут на Славянск и Харьков. Если мы еще перекроем трассу, хотя бы огненным контролем, из Бахмута на Лисичанск – у них вообще не будет логистики, без которой воевать невозможно: автомат превращается в железную дубинку без патронов, арта не стреляет, танки и БТРы не ездят без горючего, эвакуировать раненых невозможно.
То есть Бахмут для них сейчас является очень тяжелой проблемой. Тем более что высоты Клещиевка. Андреевка с юга и Часов Яр с севера – наши. Поэтому если они потеряют Бахмут, то за что вообще воюют, как им что-нибудь объяснять? Никак. Только потери, только поражения.
Смотрите: Время увольнения все ближе: в ВСУ показали видео удара по важному объекту в Херсонской области
Поэтому взять Авдеевку для них важно. Об этом можно говорить своим избирателям, своему телезрителю, международным партнерам, разгонять по международным новостям, что рф наступает, вот видите, взяли Авдеевку. Им нужно хоть как-то мотивировать своих контрактников или кого они там вербуют на войну – мол, есть наступление, есть результаты. Потому это более политическая тема. Но пока им это не удается.
- Месяц назад ГУР предупреждал, что россия будет насыщать наше информационное пространство своими вбросами и фейками и если мы пробежимся по украинскому YouTube, то уже встречаем такие заголовки типа "Авдеевка в котле", "Бахмут 2.0" и т.д. Как вы считаете, не являются ли это теми информационно-психологическими операциями, о которых предупреждал ГУР?
- Именно так. Это только информационные операции и никакого "авдеевского котла" нет и не может быть. Наоборот, когда россияне где-то неделю-две тому назад поперли на Авдеевку, бросив туда все, что у них было - наши ребята держались, а отдельное подразделение вошло в село Опытное рядом с Авдеевкой и выбило россиян с их позиций.
"Бахмут 2.0" – я вообще не понимаю, что это значит. Ибо среди военных были с самого начала разговоры, что русских нужно было пустить в Бахмут. Бахмут – это низменность. Рядом Часов Яр – высота, рядом Клещиевка и Андреевка – высоты. Пустить их в Бахмут и там их всех накрыть. Но это тоже политический вопрос – крепость Бахмут – держались сколько могли. Сейчас для них Бахмут – это больше проблемы, чем достижения, потому что с военной точки зрения город не имеет стратегического значения. Но как мишень из доминирующих высот – это для них плохо. Поэтому это исключительно пропаганда – и Авдеевка не будет окружена, и Бахмут является их ловушкой, а не достижением.
- Что касается авиации врага. Ее стало больше в ответ на то, что нам удается уничтожать их артсистемы? Я просмотрел статистику за последние 4-5 месяцев – наши силы уничтожили более 3000 артсистем, а с 24 февраля – вообще более 7000 артсистем.
- На самом деле Украина выигрывает контрбатарейную борьбу, потому что наше вооружение бьет на большую дистанцию и точнее, плюс очень мобильное. И как говорят артиллеристы – бей и убегай. То есть менять позицию – это очень важно для арты. Когда нанесли удар, то сразу прилетит по тебе, поэтому сразу надо убегать. Так мы выиграем.
Плюс к тому наша арта – это отчасти люди с очень большим боевым опытом, а отчасти это ребята и девушки с техническими специальностями. На самом деле, в артбригадах очень много девушек. Для меня это было неожиданностью. Но все они окончили техникумы или технические вузы и очень хорошо работают. Потому артиллерийскую борьбу мы выигрываем. Сейчас у врага больше стволов, конечно, больше БК. Но за счет точности и ювелирного труда наша арта выигрывает.
То, что они стряпают по мирным поселениям – это известно давно. Как и террористы ХАМАС, они используют какие-то самодельные установки для запуска ракет. То есть россияне лупят в направлении – а куда прилетит, то уже второстепенно.
- Россияне стали чаще использовать авиацию или интенсивность всегда такова?
– Мне трудно судить о всей линии столкновения, но что касается Харьковщины – Купянского и Лиманского направлений – там вражеская авиация работает очень плотно, по мостам, по нашей логистике. Они там готовили какие-то планы наступления. Там сосредоточено более 100 тысяч личного состава и много техники. И они сейчас с помощью авиации делают все, чтобы их продвижение было удачным. Наша ПВО работает очень хорошо, наши самолеты тоже. Но мы очень-очень ждем, когда наши ребята на F-16 ворвутся в воздушное пространство и наведут порядок.
– Еще о Бахмутском направлении. Что сейчас происходит вокруг Кордюмовки? Станет ли эта деревня центром тяжелых столкновений? Ведь мы выравниваем линию фронта и для нас важен этот населенный пункт, чтобы единственным фронтом двигаться к реке Бахмутке и вытеснять врага из этих земель.
- Курдюмовка, Андреевка, Клещиевка не станут горячими точками, потому что они и сейчас горячие. Там каждый день враг пытается контратаками вернуть позиции, хоть это у них и не получается, но довольно тяжело отражать их наступление. Там работают бригады, которые уже можно считать элитой украинского войска – это Отдельная 3-я штурмовая, это полицейская бригада "Лют", там закаленные в боях пограничники и нацгвардейцы.
Курдюмовка – направление на Горловку, там очень тяжелые бои шли за железную дорогу. Они вдоль железной дороги очень долго держали оборону, тяжело было их сломать, но сломали. И с севера, даст Бог, и 57 бригада будет работать – продвинемся на Берховку, к Берховскому водохранилищу, вдоль него выйдем на Бахмут. Это все работает. На Бахмуте мы имеем результаты, хотя они даются очень тяжело и дорогой ценой. Враг зарывается в землю на три этажа – блиндажи, под корни деревьев. У них много арты, минные поля – очень плотно заминированы. Но мы понемногу продвигаемся.