19 октября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №8371 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности в Украине религиозных организаций", разработанный с целью предотвращения деятельности в нашей стране религиозных организаций, руководящий центр которых находится в государстве, осуществляющем вооруженную агрессию против Украины. Что может измениться в законопроекте ко второму чтению, и когда итоговый документ может быть принят, выяснял "Апостроф".
Замечания и дополнения
В пояснительной записке к законопроекту, который был подготовлен правительством Украины и внесен в парламент 19 января 2023 года, отмечается, что документ необходим для "обеспечения духовной независимости, недопущения раскола в обществе по религиозному признаку, содействию консолидации украинского общества и защите национальных интересов".
Россия, как государство, осуществляющее вооруженную агрессию против Украины, в законопроекте прямо не называется, но все и так прекрасно понимают, что речь в документе идет в первую очередь о запрете деятельности Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). И многие украинцы одним из главных минусов принятого в первом чтении документа считают именно отсутствие конкретики.
"Складывается некоторое впечатление, что власть просто хочет "выпустить пар". Деятельность соответствующих религиозных организаций, согласно тексту законопроекта, может быть прекращена в судебном порядке, но представьте, сколько в УПЦ МП различных юридических лиц. Их тысячи! И процесс предотвращения деятельности в Украине пророссийской церкви может растянуться на долгие годы", – говорит "Апострофу" член парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политике, бывший глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.
Читайте: В шаге от запрета УПЦ МП: за что именно голосовала Рада, какая реакция церкви и каким будет механизм
Еще в конце прошлого года были подготовлены целых четыре законопроекта, цель которых – подвести законодательную базу под решение СНБО от 1 декабря 2022 года "Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций в Украине и применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)". Для внесения в парламент был выбран документ от Кабинета министров. И такое положение дел подразумевает, что ко второму чтению в законопроект будет внесено довольно много поправок.
"В правительственном законопроекте был сделан акцент на российское влияние, во втором больше внимания уделялось имущественным вопросам. В третьем – максимальному приведению к Томосу, в четвертом был максимально подробно выписан процесс перехода религиозных громад от одной церкви к другой. И теперь все эти пожелания депутатов должны быть учтены, чтобы итоговый документ был успешно принят. Все зависит от политических договоренностей", – рассказывает в разговоре с "Апострофом" священник Православной церкви Украины Георгий Коваленко.
Российская истерика
Надо отметить, что принятие в первом чтении законопроекта, в котором УПЦ МП никак не упоминается, уже вызвало истерику как в рядах пророссийской церкви в Украине, так и у ее непосредственных кураторов.
"Закон очень спокойный, можно сказать, беззубый. Light version, я бы сказала. Но при этом – крика подняли несоразмерно. Оно и понятно: то ли на воре шапка горит, то ли рыльце в пушку. Не свободу вероисповедания они защищают, а свою мошну. У высших патриархов УПЦ МП – храмы и земли, у простых сельских батюшек – приходы и поросята. И все боятся утратить свое богатство. Не духовное, а материальное. А вообще важно отдавать себе отчет, что запрет УПЦ московского патриархата – это вопрос не религии, а национальной безопасности", – говорит "Апострофу" заведующая отделом философии и истории религии Института философии имени Г. С. Сковороды Людмила Филипович.
Чтобы была доказана связь религиозной организации со страной-агрессором, необходимы определенные критерии – четкий устав, прозрачное финансирование. Как сказала в эфире национального информационного телемарафона народный депутат Евгения Кравчук, "у УПЦ ПМ есть возможность отказаться от этой связи, тогда все будет хорошо". Однако в это верится с трудом.
"Они еще 27 апреля 2022 года переписали свой устав – убрали все упоминания об РПЦ. Но следы остались: сказано, что в своей деятельности они по-прежнему будут руководствоваться грамотой, которую выдал Алексий II. И вообще смотреть мы будем не только на устав", – говорит Людмила Филипович.
По ее мнению, после принятия законопроекта №8371 (Людмила Филипович считает, что это произойдет до Нового года) безусловно, будет еще больше криков, апелляций и судов, но это уже агония. То, что в первом чтении документ поддержали 267 парламентариев (против – 15, двое воздержались, не голосовали 17) говорит о многом.
"В ходе принятия законопроекта во втором чтении, может, будет какая-то потасовка, все возможно. К сожалению, лоббистов российских попов в нынешнем парламенте не то чтобы много, но они есть. Однако силы неравны", – говорит Владимир Вятрович.
Согласно регламенту, все поправки к законопроекту №8371 должны быть внесены в документ до 2 ноября.
"Надеюсь, в течение следующего месяца тема будет доведена до конца", – резюмирует священник ПЦУ Георгий Коваленко.