На востоке и юге Украины продолжаются тяжелые бои и россияне ежедневно вводят новые силы на штурм наших позиции. В Украине же вопрос мобилизации вызывает бурную реакцию в обществе, а политики вместо того, чтобы мотивировать население и принять закон о мобилизации - играют свою игру. Можно ли в Украине вводить демобилизацию и конкретный срок службы в условиях войны – в эфире Апостроф TV объяснил председатель Совета резервистов Сухопутных войск Вооруженных сил Украины ИВАН ТИМОЧКО.
- По данным ГУР МОУ, в ряды вооруженных сил России присоединяется по тысяче бойцов каждый день. Как можно оценить эту цифру, ведь якобы мобилизация в россии перед выборами путина ослабляется. Это мало или много – по сравнению с другими периодами войны?
- В плане ослабления мобилизации - для путина это априори невозможно, иначе ему не хватит мяса на линии фронта. А они пытаются поддерживать оккупационный контингент в пределах 450-500 тысяч.
Читайте: Индульгенция от мобилизации: будут ли воевать только бедные
Что касается цифр, озвученных ГУР МО, то примерно так и есть. Но эти цифры не являются олицетворением успеха для россиян. Вот призвали они полмиллиона – а какой результат на линии фронта? Они максимально пытаются перехватить инициативу на тех направлениях, где они потеряли позиции. Но враг не будет оставлять попыток их вернуть и будет очень серьезно готовить мобилизационную базу, чтобы нарастить количество войск. У них ставка только на финансовую составляющую, но до бесконечности она не может работать.
Сейчас враг максимально привлекает наемников. Есть случаи взятия в плен кубинцев, сирийцев, и даже сомалийцев. Сами же россияне не слишком рвутся в армию, очередей в военкоматы не наблюдается. Кроме того, они пытаются привлекать мигрантов, которых вылавливают по россии и ставят им ультиматум – депортация или армия.
Но, несмотря ни на что, мобилизацию они проводят, чтобы хотя бы не терять взаимозамещение тех людей, которых они теряют на фронте. Плюс они должны какую-то часть держать в тылах и на своих границах. Это все заставляет путина и его окружение серьезно давить на ответственные органы, чтобы они по максимуму набирали людей как для оккупационного контингента в Украине, так и для службы в россии.
- Безусловно, то количество солдат, которое призывают в россии - это большая угроза, которой нужно противодействовать. Для этого мобилизация в нашем государстве должна работать как швейцарские часы. Вместе с тем у нас происходит затягивание с принятием нового мобилизационного законопроекта.
– Это однозначно нам вредит. Но есть другая проблема. Часть политиков решила превратить этот законопроект в свою пиар-кампанию. Тем более уже даже европарламентарии рассматривают вопрос, как привлечь тех украинских мужчин, которые находятся за границей. Мы также видим, что соседняя Польша установила жесткие правила об уклонении от военной службы. Там будет пять лет тюрьмы за уклонение. А у нас часть политиков решила, что они начинают противопоставлять правоохранителей, военных и гражданских. Почему-то начинают внушать какую-то иллюзию населению, что кто-то за них должен воевать и защищать государство. И это очень большая угроза для общества.
Читайте: Оттягивание неизбежного: что будет с законом о мобилизации
Я понимаю, что при самых плохих раскладах наши политики должны куда поехать - Дубаи, Мальдивы и т.д. Они знают, куда уехать. Но ведь мы останемся здесь. Украинцы уже не раз с таким сталкивались. И когда Выговский разбил россиян и пример 1917 года. Но наши политики не изучают уроки прошлого.
– Один из дискуссионных вопросов – это срок службы, который фигурирует в обсуждении мобилизационного законопроекта. Есть варианты двух или трех лет службы. Мол, если три – это многовато, то придется возвращать бойцов, которые два года прослужили. То есть это довольно дискуссионный вопрос. Сколько действительно должна продолжаться служба?
- Начнем с того, что во времена войн масштабные демобилизации проводились только в том случае, когда происходила капитуляция какой-либо из сторон.
Второй момент, касающийся срока службы. Давайте попросим путина, чтобы он через два года перестал воевать. Как раз скоро будет два года войны.
Дело в том, что наши политики, вместо того чтобы проконсультироваться с военными, начинают придумывать правила игры, совершенно не связанные с войной. Почему не берут во внимание, насколько это может снизить боеспособность армий. Ведь тех, кого демобилизуют, надо же кем-то заменить. А если политики сами раскачивают качели в плане отбора по мобилизации, то как они хотят провести демобилизацию. И потом будут винить во всех бедах военное руководство.
На самом деле, все эти моменты, связанные со сроком ротации или увольнения с военной службы, требуют профессиональной оценки. Это может происходить при условии, когда у нас есть накопленный мобилизационный ресурс, который придет вместо тех, кого демобилизуют, и это не приведет к ослаблению нашей армии. Лично я считаю, что даже провести ротацию 100 человек – это огромная работа. В частности, прикрытие, вывод войск, сохранение режима секретности, определение мест, куда военные должны отойти в тыл, логистика и т.д. А как это делать в пределах армий?
Буквально вчера путин относительно Украины четко сказал "завоеванные территории". Они рассматривают нас как территории, которые нужно дозавоевать, и он также сказал, что ни на что не согласится. Зато в нашем обществе есть иллюзия, что кто-то договорится, и обязательно путин прекратит войну. Но это очень большая беда и военные понимают эту угрозу. А вот гражданское население то ли расслабленное, то ли демотивированное – и в этом вина политиков, и только их.
Возвращаясь к законопроекту. Пока нет четких правил игры, происходит нагнетание общества. А это угроза целостности Украины.
Читайте: Есть ли в Украине недостаток добровольцев: генерал указал на важную проблему