Не успело в Украине заработать новое государственное предприятие, ответственное за тыловое обеспечение Вооруженных Сил, как к его работе сразу возникло множество вопросов "на миллиарды гривен". В последние дни в сети буквально пылает от нововведений, которые протянуло новое ГП, созданное Министерством обороны. Структуру под названием "Агентство закупок в сфере обороны» (ГП "Государственный оператор тыла") возглавил карьерный чиновник Арсен Жумадилов, публично обещавший не "закупать яйца по 17 грн" и построить "совершенно другие закупочные стратегии". Закупочные стратегии стали понятны уже в январе, когда Агентство Жумадилова начало объявлять первые многомиллиардные тендеры через Prozorro. Подробнее об этом читайте в материале "Апострофа".
"Не экономия, как обещали, а подорожание. Не конкуренция, а продвижение конкретных поставщиков. Не прозрачность, а откровенный схематоз. Конечно, под лозунгами борьбы с мафией. По старинному рецепту, похоже, кончится тем, что эту мафию и возглавят", - заявил бывший редактор "Экономической правды" Сергей Лямец, который, как и многие другие эксперты, проанализировал нововведения.
Ниже мы приводим разъяснения о том, в чем именно обвиняют "Агентство закупок в сфере обороны" под руководством Жумадилова.
Тот же Сергей Лямец ссылается на официальный документ – докладную записку одного из должностных лиц МО, адресованную заместителю министра обороны. Записка, очевидно, должна быть тайной, но попала в публичное пространство. Суть в том, что внутри самого Минобороны кто-то провел очень тщательный анализ и предупреждает о многочисленных рисках и недостатках тендеров, проходящих по правилам Жумадилова.
Расчищают рынок под "своих"
Несмотря на то, что Жумадилов обещал прозрачные и равные условия для всех, в новых условиях пищевых тендеров сказано, что участники должны иметь не менее 25 складских помещений в одном кластере (кластер – это объединенные географически близкие области Украины).
Фактически это означает, что поставщик, отвечающий всем требованиям, но не имеющий 25 помещений в близости от военных и полевых частей (ибо не было никаких оснований их иметь), не может участвовать в конкурсе. Скорее всего, кто-то из участников торгов имеет именно такое количество помещений, поэтому условия были выписаны именно под него.
Читайте также: Дрим-тим Сырского? Чего ожидать от новых назначений в ВСУ
При этом отсутствует требование о том, что эти склады/магазины должны работать после заключения контракта, и потому непонятно, для чего были тогда требования. Одна из версий – сузить круг претендентов.
Наличие 25 объектов в "кластере" может позволить себе очень большой игрок рынка. Другие потенциальные участники, имеющие, например, по одному складу в каждой области, даже очень большому, никак не могут предлагать свои услуги по питанию армии.
Следовательно, рынок питания для военных возможно снова делят и теперь отдают в руки гигантов розничной торговли.
"Конкуренция? Какая конкуренция? Нереальные искусственные требования к участникам, отсекающим от участия в тендере большинство участников, кроме крупных торговых сетей", - считает Лямец.
Его мнение подтверждает бывший народный депутат Борислав Береза. Он считает, что такое требование может выполнить только "круг избранных" - исключительно крупные розничные торговые сети и никто другой. Все прописано под них.
"А еще, ребята так спешили, что прописали условия с дырками. Например, забыли указать необходимую площадь складов. Выходит так, что владелец 25 сараев в Киевской области может поставлять товары в Харьков. А владелец нескольких складов по 2 тысячи квадратных метров в Харьковской области" - уже нет", - заметил Береза.
Государство потеряет 11 млрд грн в год
Согласно новым условиям, растет самое главное – заработок будущего поставщика, проанализировал политолог и преподаватель Евгений Магда.
По его словам, если раньше "услуга по организации питания одного военнослужащего" стоила 107 гривен в день, то теперь – 137 гривен. Это тоже вроде бы специально делается под новых победителей.
Следовательно, на ровном месте эта дополнительная дельта обойдется бюджету в день в 30 млн, в месяц – в 900 млн, в год – почти 11 млрд грн.
Плюс цена доставки, которую теперь тоже должно платить государство. А раньше это была обязанность поставщика, напоминает со своей стороны Борислав Береза.
"Накрутка" только на двух тендерах – 1,5 млрд грн
Целый ряд СМИ и аналитиков обратили внимание на два последних тендера, объявленных "Агентством закупок в сфере обороны" в феврале - на сумму 3,76 млрд и 3,06 млрд грн. Цены на наборы питания там уже завышены.
Разница в стоимости одного набора вроде бы не велика. Но благодаря массовости закупок эти два тендера в целом стали дороже на 1,5 млрд грн.
По данным политического эксперта Андрея Золотарева, из этой суммы чиновники Агентства под руководством Жумадилова получили личный "навар" на 28 млн грн.
"Новые схемы в действии, и это пугает. Не хочу употреблять слово "прокладки" относительно ГП, но мысленно все равно считаю, сколько дронов можно купить за 28 млн грн", – поддерживает его мнение аналитик Олег Постернак.
Откуда берется упомянутый "навар" – поясним немного ниже.
Миллиардные авансы под потенциальные "серые" схемы
Новые условия от Жумадилова предполагают, что государство дает поставщикам пищи аванс 50% на три месяца, хотя раньше такого не было. К примеру, если сумма недавнего тендера составляла около 3 млрд грн, то государство дает поставщику аванс на 1,5 млрд грн. Эксперты бьют тревогу, потому что так закладываются "прекрасные условия для "серых" схем".
"Взяли государственные деньги, прокрутили, заработали сверхдоходы, не выполнили обязательства", - предупреждает Лямец.
Или другая потенциальная схема: поставщик берет от государства аванс и может "тихо уйти в лес" с полученным миллиардным "кредитом".
"Ведь теперь руководство Минобороны решило убрать норму об обязательной компенсации стоимости непоставленного товара. Очень удобная история для "солидных господ", - объясняет Береза.
Дело в том, что по новым правилам кто-либо может выиграть тендер, но в случае невыполнения условий не будет нести никакой ответственности. Это, подчеркнем, касается питания украинских защитников! Большие деньги – минимум ответственности. Риски остаются исключительно для ВСУ и бюджета.
Лямец предупреждает о том, что по правилам Жумадилова штраф за непоставку уменьшается со 100% стоимости товара до 20%. А штраф за несвоевременную поставку – с 20% вообще до нуля.
Схемы с бронежилетами
Вновь созданное "Агентство закупок в сфере обороны" занимается закупкой не только еды для ВСУ, но и других необходимых товаров для тылового обеспечения. Среди них амуниция.
Январский тендер на бронежилеты общей стоимостью более 2 млрд грн показал, что Агентство значительно завышает цены и на бронежилеты. Например, в октябре Департамент госзакупок Минобороны покупал их по 24 930 грн за штуку, а уже в январе Агентство под руководством Жумадилова берет те же "броники" у того же поставщика, но почему-то значительно дороже - по 26 570 грн за штуку.
В чем выгода для Жумадилова от завышения цен
В самом начале создания "Агентства закупок в сфере обороны" был заложен бизнес-механизм его финансирования. С каждого контракта государственное предприятие получает на свои нужды 0,4%. Если тендерятся контракты на несколько миллиардов – чиновникам отстегиваются десятки и сотни миллионов гривен. Чем выше цены лотов – тем больше миллионов идет в бюджет работников Агентства, которое должно реформировать закупки для ВСУ.
"Несмотря на обещанные новые подходы к оборонным закупкам, единственным новым подходом, согласно объявленным февральским тендерам, является изменение названия заказчика: был Департамент госзакупок Минобороны, теперь — Агентство. При этом Департамент получал только зарплаты, Агентство — 0,4% от суммы контракта" , - пишут " Факты ".
В соцсетях уже пошли волны возмущений по поводу сумм, которые это Агентство тратит на собственные нужды. Например, 29 млн грн на командировку для работников . Украинцы из своих карманов должны заплатить этим чиновникам за гостиницы, самолеты, автобусы, аренду автомобилей и неназванные "подобные услуги".
Где реформы закупок?
Это один из главных вопросов, который сейчас звучит в новом предприятии Минобороны. Агентство Жумадилова в этом году должно распорядиться 95 млрд грн на тыловые закупки для армии. Из всего перечисленного можно заключить, что деньги украинских налогоплательщиков будут распределяться по дискриминационным правилам с целью зачистки рынка и заработка для избранных.
Хуже всего может произойти, если в клуб избранных включат всего 2-3 поставщика, которые в сверхсложных боевых условиях не справятся с поставками пищи и не понесут за это ответственности.
Следует ли говорить, что это может повлиять на боеспособность украинской армии.
Читайте: ВСУ без Залужного: что ждет Украину после отставки главкома