RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Общество

Крушение Boeing над Донбассом,— Bellingcat установил, кто сбил самолет

В круг подозреваемых входят высшие должностные лица Минобороны РФ и президент Владимир Путин

В круг подозреваемых входят высшие должностные лица Минобороны РФ и президент Владимир Путин Группа гражданских журналистов Bellingcat в своем отчете назвала высшее руководство России виновными в крушении малазийского Boeing 777 рейса MH17, сбитого в небе над Донбассом в июле 2014 года Фото: EPA/UPG

Виновными в катастрофе Boeing 777, сбитого в небе над Донбассом в июле 2014 года, могут являться руководители Министерства обороны России, а также президент РФ Владимир Путин как Верховный главнокомандующий этой страны. Его имя, а также информация о других возможных виновниках трагедии представлены в новом отчете группы гражданских журналистов Bellingcat, который есть в распоряжении "Апострофа". Как сообщили изданию в Генпрокуратуре Нидерландов, ответственной за уголовное расследование трагедии, представленная в документе информация активистов будет принята к сведению, однако следствие продолжит оставаться независимым и представит криминальный отчет по катастрофе MH17 ближе к июню 2016 года.

Выводы международной группы гражданских журналистов Bellingcat, занимающихся расследованием крушения Boeing на Донбассе 17 июля 2014 года, сделаны на основании открытых данных. Опубликовав ранее доказательства причастности российских военных к атаке на рейс MH17 (стрельба велась из ракетной установки ЗРК "Бук" с бортовым номером 3х2, где средняя цифра была затерта), специалисты решили установить вероятных виновников трагедии. В итоге им удалось отследить всю цепочку возможных подозреваемых, начиная с командиров расчетов ЗРК "Бук", которые, скорее всего, были военнослужащими второго дивизиона 53-й зенитно-ракетной бригады вооруженных сил РФ, и заканчивая высшими должностными лицами Минобороны РФ, а также Верховным главнокомандующим страны Владимиром Путиным.

Согласно предыдущему отчету Bellingcat, 17 июля 2014 года ракетную установку "Бук" из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском, провезли по маршруту Донецк-Снежное. Затем она была сгружена с трейлера и доехала своим ходом по полям к позиции югу от Снежного, где примерно в 16:20 запустила ракету "земля-воздух", сбившую рейс MH17 "Малайзийских авиалиний". Утром 18 июля ракетную установку провезли по Луганску и далее — через границу с Украиной.

По данным нового отчета Bellingcat, который имеется в распоряжении "Апострофа", решение отправить военную технику в Украину было принято на самом высоком уровне. В частности, в отчете фигурируют фамилии президента РФ и верховного главнокомандующего Владимира Путина, министра обороны РФ Сергея Шойгу и его заместителей Аркадия Бахина и Валерия Герасимова. "В соответствии с вероятным выводом, что самолет сбила российская установка из состава ЗРК "Бук" с бортовым номером 3х2, главную ответственность за трагедию с MH17 несет Министерство обороны РФ. Причастны к этому также боевики и главари самопровозглашенных ДНР и ЛНР", говорится в отчете Bellingcat.

По фотографиям в социальных сетях специалистам удалось установить, что 23-24 июня 2014 года из Курска в Миллерово (Ростовская область) прибыл 2-й дивизион 53-й зенитно-ракетной бригады, вооруженной ЗРК "Бук". Там, среди прочих, находилась машина с бортовым номером 3х2, которая была в составе дивизиона вместо машины под номером 222, где первая цифра означает дивизион, вторая батарею, а третья машину в батарее. В колонне были замечены машины под номерами 211, 233 и так далее. При этом вместо установки под номером 222 была установка под номером 3х2, которую впоследствии заметили на Донбассе. На основании фотографий из социальных сетей активисты Bellingcat считают, что им удалось установить личности экипажа "Бука", сбившего MH17. Предполагаемыми виновными могут быть военнослужащие второго дивизиона 53-й зенитно-ракетной бригады вооруженных сил РФ, проходившие службу в 2014 году. Лица и фамилии этих людей в публичном отчете затерты, поскольку в Bellingcat не полностью уверены в их персональной ответственности и не хотят подвергать военнослужащих необоснованной опасности.

"Я надеюсь, что отчет поможет уголовному расследованию, поскольку включает перечень лиц, которые могли быть причастны к атаке на самолет. Наша деятельность значительно сократит список возможных подозреваемых, ведь мы исключили вовлеченность в трагедию военнослужащих из 1-го и 3-го дивизиона 53-й бригады. В Генпрокуратуру Нидерландов мы отправили полную версию документа, в которой указаны фамилии военнослужащих, а их лица не затерты. Кроме того, это даст толчок украинским и российским журналистам и заставит их раскопать больше информации о солдатах и офицерах бригады", — заявил "Апострофу" один из авторов доклада, американский сотрудник Bellingcat Арик Толер.

Ниже представлена полная цепочка лиц, которые могут быть причастными к крушению Boeing по версии Bellingcat.

Фото: Апостроф
1 / 1
Фото: Апостроф
1 / 1

Несмотря на то, что информация, опубликованная активистами Bellingcat, скорее всего, является правдивой, сама по себе она не приведет к каким-либо последствиям, сообщил "Апострофу" российский авиаэксперт Вадим Лукашевич. "Группа проводит большую черновую работу по соцсетям и систематизирует материалы. Это очень важно и полезно, но это не является официальным расследованием или его частью. Следовательно, за ней не последует начало судебных процессов. Bellingcat может позволить себе набрать свидетельств из интернета и, сопоставив их, сказать, что виноваты условный Петров, Иванов и Сидоров. Грубо говоря, в суд с этими материалами никто не пойдет", заявил эксперт "Апострофу". По его словам, расследования активистов являются важным фактором, но конкретные действия в отношении подозреваемых в атаке на Boeing возможны только по итогам уголовного расследования, которое сейчас проводит Генеральная прокуратура Нидерландов.

Изначально ожидалось, что этот отчет будет опубликован к концу февраля 2016 года, однако сейчас эти сроки перенесли. Как заявил "Апострофу" пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Нидерландов Вим де Брюн, официальных выводов можно ожидать ближе к июню 2016 года. "Следствие продолжается. Мы планируем сделать часть итогов по этому поводу к концу первой половины 2016 года. Эта информация будет касаться оружия, которое применялось для атаки на самолет, а также точного места, с которого был произведен пуск", отметил он.

По словам де Брюна, о подозреваемых в трагедии MH17 Генпрокуратура Нидерландов говорить еще не готова, но примет во внимание и отчет Bellingcat, и любую другую информацию, связанную с этой трагедией. "Сейчас мы не можем говорить о датах начала судебных разбирательств в отношении вероятных подозреваемых. Мы не на той стадии, чтобы даже назвать подозреваемых. Это очень сложный вопрос. Конечно же, следствие нацелено на то, чтобы установить людей, виновных в атаке на MH17, но пока что об этом рано говорить, а крайних сроков у нас нет", подчеркнул он.

Как считает профессор МГИМО, российский политический аналитик и общественный деятель Валерий Соловей, сроки расследования затягиваются преднамеренно: "Запад изначально был заинтересован в том, чтобы не доводить дело до конца. Сейчас мы видим, что ответственность начинает размываться. На самом деле, в течение нескольких дней после этой трагической истории все было известно: были данные объективного контроля, которые, насколько мне известно, находятся в руках американцев. Им не дали ход потому, что от них начали бы требовать решительных шагов. А в этом никто не заинтересован".

Если предположить, что Генеральная прокуратура Нидерландов захочет взяться за виновных в трагедии, это будет крайне сложно сделать. "Даже если Путин был в курсе или давал соответствующие приказы, не факт, что эти распоряжения есть в письменном виде. Мы должны прекрасно понимать, что "Россия в Украине не воюет, наших военных и вооружений там нет". Не дураки же здесь сидят. Так что доказать подобные вещи будет очень сложно", пояснил Вадим Лукашевич.

Тем не менее, в случае реального перехода дела к судебному производству, экипаж, который произвел запуск ракеты, а также высшее руководство РФ можно будет привлечь к уголовной ответственности. Об этом "Апострофу" заявил бывший руководитель Национального бюро Интерпола в Украине Кирилл Куликов: "Выдадут виновных России или не выдадут, эту историю проходили много раз. Есть много способов осуществить это. Вспомним сбитый ливийскими террористами Boeing над Шотландией (после длительных переговоров, продолжавшихся свыше десяти лет, тогдашний глава Ливии Муаммар Каддафи согласился выдать виновных в трагедии суду, "Апостроф"). Главное в этом — желание".

Вместе с тем Куликов сомневается, что настоящие виновные будут привлечены к ответственности: "Данный вопрос находится в компетенции Международного суда по уголовным преступлениям, поскольку это преступление против человечества, которое привело к большому количеству жертв. На сегодняшний день, чтобы обвинить людей в этом преступлении, необходимы неопровержимые доказательства. Пока мы их не видим. По этому поводу есть много вопросов, и я очень сомневаюсь, что это будет сделано".

Читайте также