RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Все закончится договорняком: сценарий ухода России с Донбасса

Директор военных программ Центра Разумкова о "Минске-2" и миротворцах

Директор военных программ Центра Разумкова о "Минске-2" и миротворцах Фото: пресс-служба Минобороны России

В третью годовщину заключения "Минска-2" президент Украины Петр Порошенко провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. Главы государств обсудили освобождение заложников и предстоящую встречу министров иностранных дел стран "нормандской четверки". Несмотря на то, что на официальном уровне в Украине продолжают настаивать на выполнении Минских соглашений, в экспертном сообществе уже давно в них не верят. О действенном пути урегулирования конфликта на Донбассе и сценарии, при котором РФ может уйти с востока Украины, "Апострофу" рассказал директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

Позитивным результатом "Минска-2" стало относительное уменьшение интенсивности боевых действий на линии соприкосновения. Наши люди, лучшие люди, продолжают гибнуть, но тем не менее у Запада было время прийти в себя и накопить ресурсы, что позволило стянуть силы НАТО, то есть достичь тех результатов, на которые Путин не рассчитывал. Путин хотел развалить НАТО, а получил его на своих границах. Кроме того, он потерял 45 миллионов "русского мира" в Украине.

Однако Минские соглашения не являются правовым документом, поскольку они не были никем ратифицированы, а их юридический статус непонятно кого и к чему обязывает. Более того, в рамках этих договоренностей Россия выступает и режиссером, и "миротворцем" конфликта, кем угодно – только не агрессором. Это демонстрирует, что международное сообщество не готово давать ответ на такого рода агрессию, особенно когда агрессором выступает постоянный член Совета безопасности ООН.

Ситуация показывает слабость глобальной и региональной систем безопасности, а также необходимость проведения соответствующих реформ. Речь идет о том, чтобы уйти от полного применения в рамках любых миротворческих операций шестого раздела Устава ООН, направленного на предупреждение конфликтов, и сосредоточиться на седьмом, где говорится о принуждении к миру и его поддержании. Несоответствие сил и средств этапу развития военного конфликта приводит к гибели большого количества миротворцев. Доклад, представленный в Совбезе ООН в конце января, говорит о том, что нужно менять принципы миротворческой деятельности: более решительно и оперативно действовать, не стесняться применять силу.

Хотелось бы верить, что такое изменение подходов в конце концов коснется и Украины. Ведь, несмотря ни на какие Минские договоренности, которые изначально были мертворожденным документом, достичь разрешения ситуации можно только через миротворческую миссию.

Если мы считаем, что Минские договоренности не работают, то нужно что-то делать, дабы было признано, что они не выполняются из-за России. Но непросто будет признать Россию виновницей несоблюдения "Минска". Возьмем, к примеру, заявление замглавы СММ ОБСЕ Александра Хуга о том, что они считают нарушением перемирия как прямой, так и ответный огонь. Вот вам и 51-я статья Устава ООН о праве государства на самооборону: по нам стреляют, но мы не можем отвечать, поскольку заключили Минские соглашения.

Сложность состоит в том, что Россия не признает себя участницей этого конфликта и будет стараться наложить вето на предложение о миротворческой операции. Но даже если удастся протащить его через Совбез ООН, то стоит задача доставить миротворцев на Донбасс, ведь мы говорим, что нужно развернуть миссию на всей оккупированной территории и взять под контроль границу между Россией и Украиной. Попасть туда миссия может либо через Донбасс, либо через территорию России, где ее продвижение, естественно, будет заблокировано Кремлем. Поэтому, критикуя [спецпредставителя Госдепа США по Украине] Курта Волкера за слова о том, что необходимо добиваться согласия России на введение миротворцев, нужно помнить: от Москвы действительно зависит их появление там, хотим мы этого или нет.

Политика и дипломатия в каком-то смысле похожи на "договорняк", в конце концов именно им все и кончится, по-другому не получится, ведь Россия – все-таки мощное государство. Многие эксперты высказывают мысль о том, что необходимо добиваться разрешения конфликта, отказываясь от предъявления России каких-либо требований насчет контрибуции. То есть ей надо дать возможность сохранить лицо и выйти из этого конфликта. Я думаю, что по-другому не получится что-то решить. Дальнейшая конфронтация с Россией тянет к Третьей мировой войне, которой не хочет никто.

Дальнейшее развитие ситуации на Донбассе зависит от внешних и от внутренних факторов. Внутренние факторы – приближение выборов в Украине, реакция патриотических сил на любые решения, действия "пятой колонны".

Во внешней политике важны действия Владимира Путина в преддверии президентских выборов и Чемпионата мира по футболу в России. На Западе также идут выборы, кроме того, в Европе происходят сложные миграционные и экономические процессы, есть сепаратистские движения, и в силу этих факторов они не могут обратить все свое внимание на нас.

Читайте также: Украина должна быть готова, что Путин расширит войну за пределы Донбасса - британский полковник Глен Грант

Похоже, что до конца года мы будем наблюдать боевые действия низкой интенсивности, потому что ни сил, ни желания для эскалации у сторон нет, как нет политических и экономических ресурсов. Дальше трудно спрогнозировать – все зависит от тактических изменений, которые потом могут привести к стратегическим последствиям.

Читайте также