В 2019 году США планируют выделить Украине новый транш финансовой помощи на оборонные нужды. Так, на днях комитет по вопросам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США представил оборонный законопроект, в котором предусмотрено четверть миллиарда долларов для помощи Украине. На что пойдут эти деньги и изменят ли они положение дел на фронте, разбирался "Апостроф".
Стоит отметить, что в этом году Украина получит в качестве оборонной помощи от США 150 миллионов долларов, то есть в следующем году американские политики намерены увеличить сумму сразу на 100 миллионов. Пятую часть от 250 миллионов предлагается потратить на предоставление ВСУ летального оружия оборонительного характера, например, на покупку ПТРК Javelin.
Однако открывать шампанское пока еще рано. Оборонный законопроект США, где заложена помощь Украине, еще должен пройти сложную бюрократическую процедуру согласования с Сенатом, потом за него должны проголосовать две палаты Конгресса, после чего он будет направлен на подпись президенту Дональду Трампу. За это время сумма помощи может претерпеть изменения, впрочем, вряд ли она станет меньше, чем сумма, предусмотренная на 2018 год.
Читайте также: Украина начала новую операцию на Донбассе: что изменится для людей
Более того, спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер на днях заявил о финансовой стратегии Штатов по отношению к оборонному сектору Украины. По мнению Волкера, США необходимо усиливать оборонный потенциал страны для того, чтобы у России не было искушения по крайней мере расширить оккупированные территории. А усиление оборонного потенциала прямо пропорционально сумме средств, выделенных для этой цели, соответственно, на 2019 год ВСУ могут рассчитывать на более значительную поддержку от партнеров из-за океана.
Эксперты, опрошенные "Апострофом", отмечают, что увеличение суммы американской помощи – важный, но не решающий фактор в войне с Россией.
"250 миллионов – это хорошая сумма. Сегодня Украина находится в топе получателей американской помощи. Больше получают только Израиль и Египет", - поясняет "Апострофу" военный инструктор, бывший военнослужащий израильской армии Цви Ариэли.
"Если говорить об оборонном бюджете самой Украины (на 2018 год - около 86 миллиардов гривен, - "Апостроф"), то 250 миллионов – это существенная часть. Особенно учитывая, что значительная часть бюджета Минобороны расходуется на текущие необходимые нужды: питание, материальное обеспечение, а 250 миллионов долларов пойдут на вооружение, технику и обучение. Поэтому в масштабах Украины это много", - добавляет "Апострофу" аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич.
С другой стороны, 250 миллионов не способны существенно улучшить состояние украинской армии, а уж тем более изменить расстановку сил на фронте.
"То, что мы видели в последние годы, то мы увидим и в следующем году: помощь в подготовке офицеров, получение небоевого оборудования. Это важно, но это не то, что может заменить наш собственный бюджет Минобороны", - говорит "Апострофу" замдиректора днепровского филиала Национального института стратегических исследований Алексей Ижак.
"Каждый день войны на Донбассе обходится в около 6 миллионов долларов, поэтому 250 миллионов – это капля в море, тем более у РФ достаточно ресурсов для поддержания на Донбассе той же самой ситуации на фронте, какая наблюдается сейчас: вялотекущего, наполовину горячего конфликта. Поэтому надеяться на эти деньги, как на ключевой фактор, который изменит баланс сил, я бы не стал", - уверяет Тышкевич.
"Безусловно, эти деньги укрепят обороноспособность, но кардинально не изменят состояние армии, - добавляет Цви Ариэли. – Поменять армию может только реформа системы управления. Даже если дать ВСУ завтра не 250 миллионов, а 2,5 миллиарда долларов, ничего коренным образом не изменится. Будут куплены только новые "игрушки", а если их не уметь доставлять непосредственно к месту их применения, то эффективность останется на низком уровне".
В то же время Россия способна весьма остро отреагировать на вливание американских долларов в войну, например, очередным витком эскалации.
"Тем более, что им же это не так дорого. Думаю, по затратам значительно меньше, чем помощь США Украине. Выпустить несколько зарядов "Градов", которые давно лежат с советских времен, для РФ финансово не болезненно", - отмечает Цви Ариэли.
"Наиболее радикальным шагом, который одновременно бы изменил армию и не вызвал бы жесткой реакции России, является создание офицерского колледжа, где обучали бы офицеров управлять войсками. Это было бы идеально", - резюмировал израильский инструктор.
Впрочем, Алексей Ижак уверен, что 250 миллионов от Трампа не способны заставить Путина нервничать и делать резкие шаги.
"Для России это смешные деньги. На уровне пропаганды они могут это отметить, мол, Запад дал столько-то денег на войну в Украине, но, скорее всего, они будут только смеяться, - говорит Ижак. – С другой стороны, это важный политический шаг, позволяющий поддерживать определенный уровень сотрудничества. Россияне на такие вещи реагируют болезненно, но склонны это высмеивать, а не пугаться. На те же ПТРК Javelin они отреагировали достаточно спокойно".