С началом летнего туристического сезона украинские сторонники пакетных туров массово столкнулись с проблемой вылета на отдых и возвращения домой. В частности, в результате отмены и задержки сразу нескольких рейсов более тысячи туристов "застряли" в аэропорту "Киев" им. Игоря Сикорского и не могли вернуться из Туниса. Туроператор Oasis Travel и авиакомпания Bravo Airways обвиняли друг друга в этом коллапсе.
В правительстве уже анонсировали появление рейтинга авиакомпаний, пообещали полную техническую проверку самолетов, которые осуществляют нерегулярные перевозки, и заявили о планах запретить полеты самолетов со сроком эксплуатации более 20 лет. Также подняли вопрос о лишении лицензии туроператора Oasis Travel.
О своем видении того, как может разрешиться ситуация и есть ли у туристов шансы получить компенсацию потраченных средств, "Апострофу" рассказал директор Центра развития туризма Украины ВЛАДИМИР ЦАРУК.
Ситуация с задержками рейсов и лишением лицензий – это две отдельные истории. Лишение лицензий теперь относится к сфере не Минэкономразвития, а Управления защиты прав потребителей. Если соответствующая комиссия примет решение, что действительно были нарушения лицензионного законодательства, то компанию – в этом случае туроператора – могут лишить лицензии.
Однако есть претензии с обеих сторон. Туроператор Oasis Travel ссылается на то, что в договоре между ним и авиакомпанией Bravo Airways прописано, что средства должны были поступать постепенно. Нужно смотреть, каким на самом деле был договор между туроператором и авиакомпанией. Сейчас они кивают друг на друга, и рано говорить, кто прав. Чтобы сделать выводы, надо видеть договоры.
Читайте также: Украинцы страдают от задержек самолетов: что происходит и есть ли шанс на компенсацию
Прежде всего в этой истории страдают туристы, потому что они заплатили деньги, но не получили услуги. А виноваты и авиакомпания, которая приостановила рейсы, и туроператор, который заключил с ней договор. Кто из них виноват в большей степени, в дальнейшем уже должны решать судебные органы. Ведь туристы, разумеется, будут судиться.
Задержки рейсов – это вина авиакомпаний, и не только Bravo Airways. Задержали рейсы и в Тунис, и в Испанию, и в Албанию. Туристы не могли вылететь из Грузии. Несколько рейсов в Турцию были отменены... Надо разбираться, почему авиакомпании не выполняют свои обязательства. Они же не говорят, что им не заплатили деньги, а просто задерживают рейсы или отменяют их.
Вопрос компенсаций – очень непростой. Он прояснится, когда будут какие-то судебные разбирательства. Судебные органы должны решить, какой должна быть компенсация. Вот только в истории независимой Украины особых прецедентов с компенсацией за то, что, например, пассажиры не улетели чартерным рейсом, но им предлагали, практически не было. То есть компенсации, к сожалению, не выплачивали. Посмотрим, как будет на этот раз.
Что касается случаев, когда рейсы отменили оператор и авиакомпания, должны быть прямые решения суда, и должен кто-то компенсировать расходы. В прошлом году был прецедент: в такой же истории туроператор IdrisKa tour приостановил чартерную программу, а авиакомпания заявила, что ей задолжали огромные средства, и приостановила авиаперелеты. И людям они не компенсировали убытки. Компенсировали в основном туристические агентства, которым люди заплатили деньги: или второй раз бронировали людям турпакеты, или во многих случаях возвращали средства, если человек не хотел лететь.