ИВАН МАРЧУК - автор нескольких тысяч картин и один из самых известных украинских художников современности, экспозиции его работ ежегодно устраиваются в разных странах мира. Недавно он вернулся из Иордании и Турции, где открывал персональные выставки. В интервью "Апострофу" знаменитый художник рассказал о том, как его воспринимают за рубежом, что он думает о жизни в Украине и над чем сегодня работает.
- Вы вернулись с открытия выставки в Иордании. Расскажите о ней. Как вас там восприняли?
- Выставка открылась 7 апреля. Это уже не первая моя выставка в этой стране. Они хотят сотрудничать и в дальнейшем, вот открытие очередной экспозиции запланировано на конец этого лета. Знаете, уже давно заметил, что меня гораздо лучше воспринимают за рубежом, чем дома.
Например, эта выставка в Иордании была организована на самом высоком уровне – на открытии были министр культуры Иордании и посол Украины. Иорданский министр со мной всю экспозицию прошел, каждую картину посмотрел и сыпал комплиментами, говорил, что мои картины модерные. А как он смотрел на снег [на картинах]! Еще в прошлом году у меня была в Иордании выставка принтов, так там было много снега, я говорю: "У вас тут горячо, я вам снега привез". А началось все с выставки в Европарламенте, и так путешествуют мои картины по Европе и Ближнему Востоку. У меня сейчас за рубежом на выставках 250 картин.
Перед выставкой в Иордании, в конце марта, также открылась моя выставка в турецком городе Измир. Ее уже посетили более 30 тыс. людей. Я ездил ее открывать, и меня поразила эта страна – этот мир совсем не такой, как европейский. И я для них – как человек с другой планеты. А еще они издали большой каталог моих картин тиражом в тысячу экземпляров, которые практически полностью разобрали посетители. Считаю, что для продвижения Украины в мире – это очень полезно. Сейчас в Турции выставлено пять разных "Марчуков" (картины из пяти циклов, – "Апостроф"). Вижу, что турецкой аудитории особенно пришлась по душе серия "Голос моей души", это сюжетная живопись.
- Над чем сегодня работаете?
- Я, так сказать, немножко вернулся назад. У меня есть цикл картин "Цветные прелюдии", они небольшие по размеру, написанные акварелью. Сейчас делаю картины в таком же стиле, только большие.
- Известно, что сейчас вы создали 13 циклов картин, как вы любите говорить – 13 "Марчуков". А сколько "Марчуков" вообще планируете?
- Я думаю, что до пятнадцати еще доживу.
- Вы каждый день приходите сюда, в мастерскую на пятом этаже?
- Да, а когда я был в вашем возрасте, то бегал сюда по лестнице наверх (в доме нет лифта). В тридцать или сорок лет я сюда буквально залетал, а сейчас уже тяжело. Соседка меня спросила: "Сколько вам лет? Почему вы так выглядите?" А я говорю: "82, а выгляжу так, потому что у меня жены нет. Если бы была жена, у меня бы было вот такое пузо" (смеется). Потому что у меня есть режим и понимание, что есть надо не вкусную еду, а полезную. Студенты спрашивают меня: как достичь успеха? Я говорю: возьмите календарь и полностью уберите красный цвет, замените на черный и живите по черному календарю. Я так всю жизнь живу.
Помню, когда-то во время голодовки мне в руки попала книга "Муки и радости" о Микеланджело. Когда ее прочитал, сделал вывод: если человек меньше ест и больше работает, то нет времени ни болеть, ни умирать. У меня еще жива старшая сестра. Она была такая болезненная, а потом у нее появились дети, потом внуки и правнуки, у нее есть хозяйство – и все это вместе держит ее при жизни, это ее жизнь. У меня ничего из этого нет, а я, возможно, живу, потому что я ненасытен искусством.
- Кое-кто считает, что ваш стиль плентанизм похож на стиль известного американского художника Джексона Поллока. Вдохновлялись ли вы его творчеством?
- Одна моя картина была очень "под Поллока", но она написана сразу после института.
- А кто из современных украинских художников вас вдохновляет, на чье творчество вы обращаете внимание?
- Меня никто не вдохновляет. Я иду своей дорогой. Есть те, чьи картины мне нравятся, и самый молодой из них – львовский художник Олег Денисенко (57 лет, – "Апостроф"), чрезвычайно талантливый.
- А кого вы уважаете из тех художников, которые сейчас живут в Украине?
- Это художники Любомир Медвидь и уже упомянутый Олег Денисенко из Львова, а больше тех, чьи картины мне нравились, уже нет. Во Львове не стало Олега Минько, в Киеве – Бориса Плаксия, в Харькове – Виктора Гонтарова. Это все – величины. Такой талант дается Богом, и Бог спросит, как ты использовал этот талант, и если он попал на плохую почву, то ты должен все сделать, чтобы "посеяться" на той почве, где ты сполна отдашь человечеству этот талант. Пропадать в том грунте нельзя, ибо тебе дано от Бога. В Украине никто не "пророс" до такого уровня, на который поднялись те украинцы, которые выехали за границу.
- Есть ли у вас последователи?
- Меня копируют, подделывают. Есть уже те, кто пейзажи делает моей технологией нити. Один молодой художник даже издал буклет под названием "Мое плетение".
- А ищут ли с вами встречи молодые художники? Возможно, у вас есть ученики?
- Они боятся ко мне подходить. Некоторые встречи случаются. Обычно я прихожу на открытие какой-то выставки, примерно на час позже начала, потому что я не хочу тратить время на торжественную часть. Когда я жил в Америке, то посетил более семи тысяч выставок, там во время открытия не читают лекций, как у нас. Но когда я прихожу на выставку, то мешаю художнику – все папарацци обращают внимание на меня, и женщины со мной фотографируются (смеется).
- А кто является вашей основной аудиторией, для кого вы пишете картины? Некоторые критики считают, что больше всего вас любят люди за 40. Вы с этим согласны?
- Я пишу для всех и годы не считаю.
- Считаете ли вы себя современным художником?
- Кое-кто говорит: "Марчук рисует хатенки". Но у меня есть серия "Взгляд в беспредельность" – это современный сюрреализм, есть "Цветные прелюдии", есть цикл "Выходят мечты из берегов". И все "Марчуки", кроме портрета и пейзажа, – это абстрактное искусство. Бесспорно, я современный художник.
Хотя я не хожу в PinchukArtCentre. Они меня раньше приглашали, но уже перестали. Да и не хотели они меня никогда выставлять, потому что я, так сказать, "селянский художник", не их формат. А если бы я дал им "модерного Марчука", то все бы стояли в очереди.
- Как вы относитесь к тому, что для создания картин применяют компьютерные технологии?
- Когда вижу такие произведения, то ловлю себя на мысли, что смотрю на мертвый рисунок, хоть технически он и сделан безупречно. Он красивый, но мертвый, он не дышит.
- А что такое, по вашему мнению, современное искусство?
- Проще всего объяснить так: это – если вам дать веник, замоченный в краску, и вы с ним танцуете и что-то делаете. Вам будут аплодировать, и это действительно интересно. Вот [известный британский художник Дэмьен] Херст привез в Украину быка с кишками, смешно, а люди идут и стоят в очереди, потому что хотят какого-то чуда. Но оно – как ложка одноразового пользования, а мое искусство – это товар и ценность.
Когда я из Австралии приехал в Торонто, то меня там очень хорошо принимали, потому что я был первым из Украины, кто приехал не по рекомендации компартии или комсомола. В те годы я даже не знал, что такое деньги и какова стоимость моих картин. Современные художники мыслят только деньгами, а я пятьдесят лет прожил и не знал, что такое деньги. Моим первым покупателем был в 1968 году Юрий Щербак, который купил у меня три керамических пластины и три графики, а чуть позже две картины из цикла "Цветение".
Выставка в Торонто была в украинской галерее, и меня спросили: "Маэстро, какие цены?" Потому что у них все сразу переводится на деньги. А перед тем, перед выездом из Австралии, я зашел в одну галерею, показал фотографии своих картин и рассказал, за сколько я продавал их украинцам, а мне сказали, что они стоят в десять раз дороже. Австралийцы мне сразу предложили сделать сначала выставку у них, и я выставил там 26 работ. Я уже тогда мог купить три-четыре трехкомнатных квартиры в Украине, но я отсюда уехал и думал, что уже не вернусь сюда.
Итак, приезжаю я из Австралии в Торонто и рассказываю, как там оценили мои картины, а мне говорят: "Маэстро, у нас еще не было таких цен". А я говорю: "Но и картин у вас таких еще не было". Галерея в Торонто хотела купить все мои картины, но мою выставку уже ждал Нью-Йорк.
- Раньше вы рассказывали, что предвидели на своих картинах Оранжевую революцию. А что вы еще предвидели на картинах? Возможно, войну на Донбассе или аннексию Крыма?
- У меня есть картина "Монолог", написанная в 1986 году за две недели до Чернобыльской трагедии. Я в то время был запрещенным художником, но в начале 80-х меня уже понемногу выставляли, сначала в помещении союза писателей, потом союза композиторов, потом в клинике Амосова. Вспоминаю, как в помещении союза композиторов мы вешали картины, а в тот период была какая-то юбилейная дата, и там проходило партийное собрание. И вот собрание закончилось, они вышли, увидели картины и сразу приказали снять. А когда шумиха закончилась, то мои картины вернули. И пришел туда на выставку один человек, посмотрел на мой триптих и говорит: "Вы же предсказали Чернобыль". Я присмотрелся еще раз к своим картинам, а там люди, зависшие в воздухе, обрезанные, скорбь вселенская, и я понял, что изобразил сотни тысяч людей, потерявших почву под ногами. А картина была написала за две недели до Чернобыля.
- А о войне на Востоке Украины вы не пишете картины?
- Нет.
- Почему? Это же самая большая боль украинцев.
- Знал и знаю, куда идет Украина, что с ней будет. Я это знаю, но говорить не буду. Диагноз поставил. Я вижу, наблюдаю, интуитивно чувствую.
Я единственный из художников такой ненормальный. Мне все говорят: не читай газет, не смотри телевизор, но я заражен этой бациллой с детства. Помню, я сидел на печи, горел ночник, а я читал газету. Сегодня тоже много читаю газет.
Хочу я этого или нет, я вижу новости и психологическое состояние людей, их образ мышления, и я вижу, куда все идет.
- А почему не отражаете эти свои чувства на полотнах?
- Я не иллюстратор жизни.
- А куда движется Россия?
- На Украину. Не хочу затрагивать темы войны и политики.
- Если прочитать ваши старые интервью, то еще десять лет назад они были значительно более оптимистичны, чем те, что вы даете теперь. Что вас так разочаровало в Украине?
- Когда я недавно дал интервью, которое широко разошлось, то кое-кто мне написал: кто вы такой, что такое говорите? А я говорю то, что каждый день смотрю по телевидению, читаю в газете, встречаю на улице. Если в газете 99% негатива, то как я могу этого не знать? Я читаю газеты, потому что хочу знать, где я живу, среди кого я живу. И оказывается, что я живу в помойке, в нашей помойке.
У нас нет ни уважения, ни любви, ничего нет. Сейчас здесь жить грустно, стыдно и страшно. При этом у нас хорошие люди, с кем ни поговоришь – "хороший человек", а почему тогда в нашей стране все так нехорошо? У нас везде проблемы: вода – проблема, газ – проблема, электричество – проблема. В мире такого нет. Я там жил: пришли, замерили счетчик и ушли, а потом приносят квитанцию – и плачу. Я там зимой окна открывал, потому что было жарко, я полностью отключал одну батарею. А здесь действительно трудно жить.
- А союз художников вас не поддерживает?
- Он меня никогда не поддерживал и не поддерживает. Я член союза художников с 1988 года. Хотя дважды подавал заявку и мне отказывали: в 1967 году и чуть позже. Тогда я себе сказал, что третьего раза не будет. Когда в 1988 году меня впервые выпустили в Чехословакию, ребята сделали мне выставку, подали вместо меня заявление, и меня приняли. Я им говорю: "Что вы сделали?" А они: "Ты должен быть среди нас". И так без своего ведома стал членом союза. Но, к сожалению, среди творческих коллективов - театралов, писателей, художников - всегда есть зависть.
- А есть ли люди, которым вы завидуете?
- Я никому не завидую. Возможно, завидовал тому, у кого была красивая девушка, а так больше никому (смеется). Я до сих пор мечтаю о том, чтобы найти жену. Но жену не ищут, она является. Если Бог мне не даст, значит, так он решил, что я должен быть "прикован к мольберту". Когда-то был такой заголовок: "Марчук любит два "ж": живопись и женщин". Живопись на первом месте, без этого нельзя, а без женщин тоже нельзя.
- А женщины не пытаются вас на себе женить?
- Те, что пробуют, они не "явились", а ходят по земле.
- Вы когда-нибудь по-настоящему влюблялись?
- Я всех очень люблю.
- Вопрос о настоящей любви.
- Было такое в 70-х годах, но недолго длилось. Девушка была замечательная. Я тогда жил на Борщаговке и бегал по утрам. И вот прибегаю домой, а в дверях букет цветов. Вообще я цветов не люблю, когда кто-то мне приносит цветы, я вынужден их потом выбрасывать. Но тогда это был такой красивый жест. Она жила в том же районе, что и я. Она меня любила и сказала об этом, а я тогда уже был "заражен" идеей, как сбежать из этого ада. В Советском Союзе я не жил, а мучился. Я был запрещенным художником, меня чуть не довели до самоубийства. Поэтому я сказал своей любимой: "Я здесь не выдерживаю, а как поженимся – так не выедем". У меня задача была уехать, а для этого надо было жениться или на еврейке, или на иностранке, но в этом я был нерешителен.
- В советское время постоянно говорили о "братских народах", а кое-кто говорит об этом и до сих пор. Правильно ли вообще употреблять такой термин к нациям?
- Это надуманно. Какой может быть братский народ, когда тебя завоевали, ты находишься под шапкой, людей ассимилируют, а они говорят, что "мы родные" для того, чтобы не рассыпалась империя. Украина до сих пор наполовину совковая. Еще в 90-х, как только Украина стала независимой, говорили, что она будет заповедником коммунизма – так и произошло. Поэтому вся надежда на молодых людей, которые не знают, что такое Советский Союз, но знают, как живет мир и как они хотят жить. Тогда Украина изменится.
- Вы говорили как-то, что Оранжевая революция дала Украине много свободы, даже больше, чем было нужно.
- В Украине очень много свободы, но это немного не та свобода, которая нужна. Я жил в Америке, в арабских странах. Всюду, где я жил, я не нарушал законов, хоть и не знал их. Просто жил так, как я живу. В Украине беспредел, полная анархия. И свобода, которая есть у нас – это негатив. У нас есть свобода слова, но есть также безнаказанность и произвол. Человеку гораздо приятнее делать зло, чем добро. Я всегда говорю: люди, спешите делать добро, оно вам вернется.
Когда-то сказал, что хочу отсюда уехать, и это широко разошлось, и все начали мне говорить: как же так? И я подумал: разве можно этих людей покинуть? Я нужен этим людям. У меня есть обида не на людей, а на государство. Я завоевываю мир, Азию, Европу и Африку, и ни одна газета об этом не пишет. Понимаете, насколько я тут ненужный?
- А что вы больше всего цените в людях?
- Больше всего ценю пунктуальность, деятельность, чистоту мыслей и порядочность. Меня спрашивают: какой ты есть? Я говорю: я чист в помыслах и деяниях своих.
Помню, я был в Таиланде, там общество наполнено любовью, а у нас общество наполнено злом и жестокостью. Здесь зависть съедает людей, это беда целого общества.