RU  UA  EN

среда, 20 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Путин – не самый страшный человек в российской верхушке – поэт Орлуша

Андрей Орлов о режиме в России

Андрей Орлов о режиме в России Российский поэт Андрей Орлов (Орлуша) Фото: ORLOVA, angliya.com

Российский поэт АНДРЕЙ ОРЛОВ (ОРЛУША) во второй части интервью "Апострофу" рассказал, с какими вопросами к нему чаще всего обращаются, в какой ситуации Кремль может решить отпустить украинского режиссера Олега Сенцова и почему лично он не будет радоваться смерти Владимира Путина.

Первую часть интервью читайте тут: Когда россиян пугают "войной" и "фашизмом", они готовы жить без зарплат и пенсий – поэт Орлуша

- У вас часто в интервью спрашивают о тех, с кем вы перестали общаться после известных событий.

- Все время спрашивают, а еще: "Почему вы до сих пор не в тюрьме?" Вот это, наверное, самый популярный вопрос.

- Нам интереснее другое. Почему, как вам кажется, русские деятели в общей массе своей или поддержали политику этой власти, или промолчали?

- Знаете, если единственное, что вы можете – это с неподключенной гитарой на сцене в мини-юбке без трусов петь песни типа "Она пришла, а я ушел", тогда терять такую работу сложно. Потому что больше ничего другого вы не умеете, а за это еще и деньги получаете.

- Михалков, Пригожин, покойный Табаков – нельзя сказать, что они ничего не умеют больше.

- Они бегают по той же сцене в одних трусах, только сцена другая и трусы другого цвета. И в их случае они получают еще и здания, и звания.

Когда умер Табаков, большинство людей говорило, что он не мог не поддержать в каком-то там интервью антиукраинском этот режим. Он думал, что оно юмористическое, но все его поняли неправильно, то есть правильно. В Москве тогда говорили: у него два театра, ему нужно кормить 500 людей, понимаете, да? Оправдание материальное. И здесь везде позиция одна – ешь что дают и не кусай кормящую руку. Они все кормятся от власти. Это я могу пойти в магазин работать грузчиком, а какой-нибудь Меньшиков или Табаков – вряд ли. Вот сейчас, предположим, Машков стал руководителем театра "Табакерка", потому что театральной системой руководит Министерство культуры. Потому тебе могут давать миллионы долларов, но как только скажешь что-нибудь не то, ты можешь, как Серебрянников, оказаться под домашним арестом. Посадить можно любого кинорежиссера, любого театрального руководителя в возмещение того, что ты взял у государства один рубль. Ты лучше отчитайся за это, потому что если ты скажешь что-нибудь не то, то улетишь неизвестно куда.

- В Украине активно следят за артистами, которые ездят на концерты в Россию.

- Они следят, но от этого украинских артистов, которые прижились и присосались к этой сладкой матке безвкусицы российской эстрады, меньше не стало.

- А насколько сейчас поэтическая форма актуальна для самовыражения? Среди молодежи, к примеру, рэп популярен очень.

- Никогда об этом не думал. Но скажу, что лучше писать плохие стихи, чем ходить кому-то бить морду на улице. Я многие из этих текстов стихами не считаю, хотя вот недавно я написал два текста для фильма моего друга Вити Гинзбурга, снимающего по Пелевину Empire V. Так вот, там в сценарии и в тексте Пелевина у двух вампиров поэтическая дуэль. Одного из вампиров играет Oxxxymiron. Я писал ему рэп-текст для фильма. Второго вампира играет младший сын Олега Табакова, и ему я тоже написал.

- И как вам такой опыт? Вы кого-то специально слушали?

- Из новых – нет. Я слушаю хороший рэп. Старый американский рэп.

- А из русских исполнителей?

- Я попробовал, послушал, когда чуть ли не главным событием сделали рэп-баттл. Не знаю: я сначала подумал, что если это экспромт, то да, интересно, но если это написанный заранее текст, тогда, с моей точки зрения, это очень слабо. Текст, наполненный какими-то намеками на эрзац-культуру. С моей точки зрения – это не поэзия. Я понимаю, что мне 60 и что, если бы было 20, я бы это слушал, но пусть пройдет еще 40 лет – поэзией это все равно не станет. Г*вно это в общем, но кому-то нравится. Мы танцевали под Boney M, предположим, или Beatles. Надо сказать, что у Beatles тексты есть глупее, чем у Oxxxymiron и Гнойного. Это не мешало им писать хорошую музыку и петь так, что их вся планета заслушивалась. А уж Boney M, предположим, Bahama Mama, или группа "Чингисхан" – какое это отношение имеет к поэзии? Никакого, но это не значит, что не нужна была такая музыка. Признаю правда, молодежь слушает не то, что мне нравится, а я слушал то, что не нравилось моим родителям, и это совершенно не портило наши отношения – всегда есть наушники. Можно не давать карманных денег или давать их за чтение, не знаю, Гумилева, для такого себе равновесия.

- Вам понравился опыт такой игры с формой – наложить стихи на музыку? Думали о том, чтобы, возможно, в будущем с таким жанром поэкспериментировать и давать концерты уже в таком формате?

- Знаете, у меня были диджей-сеты, где я ставил диджейскую музыку и читал свои стихи ритмические. Но на рейве людям вы можете читать даже химический справочник и таблицы Брадиса, таблицу умножения, и, может быть, получится очень неплохо.

Люди пишут песни и еще что-то на мои тексты, я к пиратству отношусь хорошо, специальных разрешений не даю никому, а пиратствовать разрешаю всем, никого не преследую. Так что есть десятки текстов моих, наложенных на музыку, а некоторые тексты наложены на музыку десятки раз. Пусть пиратствуют, я за общий доступ ко всему, кроме пропаганды насилия и войны.

Российский поэт Андрей Орлов (Орлуша) Фото: flashsiberia.com

- Вы пробовали себя в жанре сказок и пьес?

- Нет. Один раз я написал для вечеринки журнала "Русский пионер" пародию на "Горе от ума" Грибоедова, но это было для одной вечеринки, и я считаю это скорее дружеской шуткой. Больше я не пробовал себя в этом жанре. Я зарифмовать могу даже правила дорожного движения Украины для сдачи на экзамене. Было бы это кому-то нужно. Имею в виду, что рифма – это просто форма подачи текста, она не какая-то цель.

- В советское время был такой "Сказ про Федота Стрельца" Леонида Филатова. Если бы вы писали что-то подобное сейчас, кого бы выбрали главным героем?

- Ну как Филатов Леня это написал, я писать точно не буду, и герой там уже есть. Это все равно что "Шекспир написал "Гамлета", а кого бы вы выбрали главным персонажем?"

- Это к тому, что каждому времени – свой герой?

- Мне "Федот Стрелец" стилистикой не очень нравится, не очень близок, могу даже сказать – не нравится. В качестве сатиры и фиги в советском кармане более острая и резкая вещь – это песенка о королевском стрелке Высоцкого: "бывший лучший, но опальный стрелок". Думаю, что так как они играли в одном театре, Филатов просто удлинил до 300 страниц одну песню Высоцкого. Получилось, на мой взгляд, хуже.

- Вы недавно посвятили очень пронзительный стих Олегу Сенцову. Как вам кажется, почему власть России не идет уже столько времени на уступки в этом вопросе?

- Она вообще никуда не идет и никогда никуда не пойдет. Если они формально считают свой суд судом, если они формально считают Сенцова террористом, если они формально считают его гражданином России, то у них формально нет оснований менять свое решение. Голодовки никогда ни к чему не приводили, кроме того, что много людей узнавали о том, что человек голодает. Из-за голодовки Ганди не освобождали индусов из тюрем. Голодовка членов Ирландской республиканской армии в 1981 году закончилась смертью Бобби Сэндса и еще 9 человек в тюрьме, но она не подействовала. По идее у любого государства есть позиция: мы не разговариваем с террористами, мы не идем на уступки из жалости. Потому, что с их преступной точки зрения Сенцов – преступник, а он нравится, например, Чарли Чаплину, Мэрилин Монро или Дженис Джоплин, да? Но это не может влиять на суд. И формально с точки зрения правосудия, каким оно видится и существует в сегодняшней России, они правы. Есть право Сенцова привлекать к себе внимание и требовать освобождения украинских политических заключенных, в то же время Россия считает, что у нее нет украинских политических заключенных. То, что Сенцов – режиссер, делает его образ более привлекательным. А представьте себе, чтобы он был бы, например, трактористом? Никакой американский тракторист не сказал бы в его защиту ни слова. Вот опять возвращаемся к раздутой значимости так называемого искусства и людей так называемого искусства. Я поддерживаю Сенцова, но не потому что он режиссер, а потому что он невинно осужденный человек.

Российский поэт Андрей Орлов, известный под псевдонимом Орлуша, посвятил стих Олегу Сенцову

Освобождение Сенцова, по сути, может произойти только в том случае, если он лично попросит о помиловании. Помилование – это "акт доброй воли", и вряд ли кто-то в здравом уме может ожидать его от нынешнего руководства России. Я бы не ждал. Потому что они могут его отпустить, поменять или вывезти просто, чтобы избавить мир и себя от Олега как раздражающего фактора. Они никогда не выполнят его требований, это совершенно точно.

Например, Солженицын же не просился уехать из Советского Союза, его просто посадили в самолет, отвезли в Германию и просто высадили в аэропорту. Председатель КГБ Андропов потом говорил, что это было его личное решение, и оно нанесло в результате намного меньший вред репутации СССР, чем суд и посадка Солженицына в лагеря на долгие годы. Сегодняшние сажатели, очевидно, меньше пекутся о репутационных рисках. Хотя было ведь еще так называемое "помилование" Ходорковского без его личного прошения – тоже в самолет и к чертям собачьим, уезжай и все. Причем сделали это незаконно, без документов, по какому-то звонку, минута в минуту. То есть, если кто-то в Кремле вдруг решит: надоело, что нас Меркель и Трамп, да и остальные дергают по поводу "этого" из Крыма, давай его отвезем в Англию, то так и будет.

Песков уже привык отвечать, что Сенцов – "террорист и гражданин России", поэтому "мы обменять его на военных не можем, мы меняем только граждан России, да и на тех нам наплевать". Здесь с точки зрения морали от российского руководства таких действий ждать не приходится, по крайней мере после четырех последних лет наблюдения за ним. А захотят – вернут Сенцову его описанный в суде украинский паспорт, обвинят какого-нибудь стрелочника в ошибке и поменяют на какого-нибудь Вышинского.

Когда меня спросили недавно: "А если тебя за такие слова посадят?" Я ответил тогда и говорю сейчас: сам пойду, сдамся, пусть меня посадят и выпустят Сенцова. Пойду ли я, как какая-то правозащитница, целовать руку Путину, если мне скажут, что завтра Олег выйдет и его требования выполнят? Я поцелую и черту лысому задницу, понимаете? И не буду считать это каким-то преступлением против своей совести! Но ведь поцелуй примут, а слова не сдержат. Нет, не ждите от них доброты, это не те люди.

- В этом же стихе вы предрекаете России на долгие годы расплату за содеянное. Вы считаете, что расплата возможна?

- Я здесь говорю не о физической расплате, не "око за око" и не о каких-то подобных вещах. Я говорю о том, что каждый должен будет в себе это носить.

- Бремя?

- Ну да, мы все оказались соучастниками. Я написал, что это перепись населения. Вот основная идея стихотворения.

- В таком случае расплата должна быть за содеянное и на Донбассе?

- Но от кого вы ее ждете? Что должно произойти, чтобы была расплата? Международному сообществу наплевать на Донбасс, русским наплевать. Правительству и МИДу наплевать на все резолюции ООН, им наплевать на санкции. То есть "расплата" – какая? Что они вдруг ни с того, ни с сего строем придут в Гаагу, скажут: "Судите нас, мы виноваты"? Да нет, им проще закрыть границу железным занавесом, отменить интернет и сказать, что на вас идут швейцарские или голландские, украинские фашисты, выстроить стену и народ послать на смертный бой для того, чтобы защитить себя. Они выстроили систему, которая практически неразрушима. Этого не будет.

- Внутренним протестом эту систему можно как-то переломить?

- Нет. Если и выйдут на протест, то только из-за повышения пенсионного возраста, средней зарплаты и еще чего-то. Этого не будет. Это будут те же люди, которые совершенно спокойно относятся к голодовке Сенцова и к войне на Донбассе.

- А что лично вас может вывести на протест?

- Протест и снос целиком правительства не приведет сейчас к изменению курса России в сторону европейского стиля. Демократического, я имею в виду.

- Звучит как-то совсем неутешительно: сами не смогут, народ не подтолкнут.

- А что утешаться, если там ж*па полная! Ну как можно утешаться? Я не романтик, хорошо знающий ситуацию здесь, в России. Уход Путина не даст ровным счетом ни-че-го.

- А что вы ждете от Путина в его новой каденции? К чему он может еще привести ситуацию в России?

- Ну, ухудшать всегда можно, они над этим очень плодотворно работают.

- Уйти еще максимально дальше от правового поля?

- Так если его нет, как от него уходить? Если я стою на куске асфальта, а рядом ваш огород. Я не могу уйти от вашего огорода дальше, потому что я на нем не стою. Россия не находится в правовом поле. И поэтому ждать можно совершенно чего угодно. Можно ждать, например, штурма администраций городов пенсионерами, а можно ждать расстрела демонстраций. Законы ведь не просто так принимают.

Национальная гвардия призвана для решения вопросов внутри страны, подавлять экстремизм. Сегодня я прочитал, что судят человека, студента из Калининграда, который влюбился в преподавательницу, а она его послала на фиг и при всех осмеяла. Он открыл где-то в соцсетях группу "Ненавижу женщин" и его сейчас судят за экстремизм, возбуждение ненависти к группе по половому признаку (женщины).

Вот, представьте, посадить в тюрьму девушку, которую беременной бросил матрос, а она говорит: "Все мужик – козлы!" И это возбуждение ненависти к социальной группе по половому признаку. За это в России сегодня судят этого мальчика в Калининграде. Причем он еще аутист с синдромом социальной неадаптивности. То есть человек, у которого проблемы с социализацией. Если это можно назвать экстремизмом, то здесь можно просто запереть всех в одну минуту. Социальная группа "полиция", социальная группа "политики", то есть фраза "да гори вы все огнем!" – это практически уже сенцовская статья.

- Недавно писатель Владимир Сорокин в интервью назвал ситуацию в России замороженной. Вы согласитесь с ним в этом? И когда возможна оттепель в таком случае?

- Дело в том, что Ледниковый период может продолжаться очень много лет. Это китайцы думают тысячелетиями, а здесь, в России или Украине, точно никто не может спланировать даже на десять лет вперед. Мы думаем: вот, плохой уйдет, послезавтра придет честный – и станет хорошо; придет умный – и мы в Европе; придет ворюга – станет плохо, придет глупый – и мы опять там, где были. Вы можете спланировать себе жизнь на 20 лет вперед даже в нынешней Украине? Только гость из будущего может сказать, что у нас будет через три года.

Российский поэт Андрей Орлов (Орлуша) Фото: ORLOVA, angliya.com

На Олимпиаде в Сочи, в Русском доме, праздновался в присутствии всех премьеров День сборной Украины. Там были и наши и ваши правительства. Я уже тогда "наших" "нашими" называл с напряжением. Так, знаете, по привычке, не болея за футбол, когда играет Киев, многие скажут "наши", хотя могут там ни одного человека не знать. Это все было, когда до "вежливых человечков" в Крыму оставалось две недели. Они обнимались, целовались и вместе пели песни.

А дальше получилось так, как будто продавщица отвернулась, а мальчик стащил мороженое. То есть планы такие у них могли быть умозрительные. Они могут сидеть и думать: "А что мы будем делать с Финляндией? А что если нам захватить Монголию? А что если тяпнуть Прибалтику? А если НАТО пойдет?" Понимаете, это как игра в шахматы. Планы у них могли быть. Но другое дело, что до Крыма у них они были какими-то теоретическими, мечтательными и фантазийными. Так что, если брать интервью Сорокина, я бы сказал, что в России состояние не просто замороженное, а отмороженное. Но они, эти управляющие мерзавцы, обросли такой уже шкурой непробиваемой из косности, наплевательства и воровства, что выдержат любой холод.

- Задам шуточный вопрос. У вас есть стих-заготовка на случай, если Путин умрет?

- Предположим, что, как любой смертный, умирает нынешний президент России. У меня какой-то радости и ликования не будет, потому что я знаю на 90%, что на смену ему придет кто-нибудь еще хуже. Он не самый потенциально страшный человек, который есть сейчас в верхушке. А как на самом деле будет – время покажет. Давайте дождемся того дня, когда многие весело споют "Ла-ла-ла-ла", а для меня это день будет такой же, как и все другие.

Я работал в газете "Московский комсомолец", когда по очереди умирали Брежнев, Андропов и Черненко, и это не вызывало у людей ровно никаких эмоций. Просто людей сгоняли куда-то, они привычно скорбели в рабочее время, журналисты привычно писали траурную хрень. Власть в России настолько отдалена от людей, что для людей правители – это не люди уже, а драконы из сказки. Кстати, во вьетнамской сказке о драконе мальчик, который убивает дракона, потом становится через несколько месяцев или дней сам драконом. Это Шварц ее переписал на русский язык. Так что при "этом" событии ни грусти, ни радости я не испытаю, чего и другим советую. А по поводу того, что нужно сделать при нынешней системе пропаганды в России, чтобы поменять общественное сознание, то нужно пять раз в неделю в передаче Соловьева читать по пять сказок про злого Путина и рассказать переписанную вновь историю, либо украинскую ее версию. И люди забудут, во что вчера искренне верили. Нет нормального общества, значит, нет и нормального общественного сознания. Потому что ни искренней поддержки, ни искренней ненависти нет, есть реакция на страхи и пугалки, в которые люди поверили. Со Сталиным этот финт сработал, сработает в свое время и с нынешними. Кумиры и вожди за одну ночь обращаются созданными ими же механизмами пропаганды в людоедов и серийных убийц.

Страна, которая живет по системе тотальной веры во все, звучащее с экрана, продолжит жить по этой системе. Мы думали, что Оруэлл был фантастом, а он оказался хорошим провидцем и предсказателем. Я думаю, что его книга "1984" могла бы быть настольной у Суркова и Путина, чтобы все сделать, как там, только еще иногда более странными и дикими способами. Ведь казалось фантастикой, что за тобой смотрит через телевизор или камеру Большой брат…