RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Пришло время действий: как побороть московский патриархат в Украине

На фоне очередного скандала в УПЦ МП в обществе возник серьезный вопрос

На фоне очередного скандала в УПЦ МП в обществе возник серьезный вопрос Путин и Онуфрий. глава УПЦ московского патриархата в Украине Фото: facebook

Украинская православная церковь московского патриархата в очередной раз оказалась в эпицентре громкого скандала. В сети появилось видео одного из храмов Киево-Печерской лавры, на котором прихожане во время богослужения молятся о россии: "Звон плывет, плывет над россиею, пробуждается матушка русь", - пели прихожане. Инцидентом уже заинтересовались в СБУ, и в спецслужбе обещают "соответствующую реакцию". Однако почему на восьмом году войны с рф в Украине до сих пор действует лояльная к рашистам церковная структура, и возможно ли что-то с этим сделать - выяснял "Апостроф".

Верхушка айсберга

Сразу после того, как видео получило скандальный резонанс, в УПЦ МП поспешили заявить, что это фейк. При этом такое заявление прозвучало не от главы церкви или архиепископов, а от общественной организации "Миряне" - "ручной" аффилированной с УПЦ МП структуры. В то же время, пользователи соцсетей подтвердили, что подобные "молитвы" действительно периодически можно услышать в стенах лаврской обители.

Когда скандал уже обрел немалую огласку и сопротивляться дальше не было смысла, наместник лавры митрополит Павел (Лебедь, Паша-мерседес, "Апостроф") все же признал, что видео аутентично, но мол к УПЦ МП не может быть никаких претензий, потому что прославляли же россию песнопениями не священники, а прихожане – к ним все вопросы.

Смотрите: В Лавре семинаристы отметились реакцией на приветствие "Слава Украине!": видео

Но проблема УПЦ МП выходит далеко за рамки конкретного видео.

"Это же системное явление, которое включает в себя большое количество случаев коллаборантов, определенную риторику из уст деятелей московского патриархата, разнообразные открытки, буклеты. То есть это системность и проблема, которая говорит о том, что 30 лет продвигались идеи "русского мира", которые давали определенные плоды. Их прихожане, священники, монахи находились под влиянием фактически оккупации сознания. Их сознание оказалось открытым для вбросов российской пропаганды, которые базировались на нарративах советщины о "братских народах". Поэтому это видео – только верхушка айсберга, капелька. Те, кто бывал на таких богослужениях, подтверждают, что это системность, а не случай. Такие песни пелись годами и десятилетиями. Для них это уже часть внутренней жизни, а не только церковной", - пояснил религиовед Игорь Козловский, комментируя ситуацию "Апострофу".

Читайте: "Провозвестник" Захария: что известно о фигуранте скандала в Киево-Печерской лавре

Но как этому противостоять? Как сломать эту систему, чтобы российские нарративы не звучали в Украине, особенно во время войны?

Можно ли запретить

Первое решение, которое выглядит логичным – вообще запретить какую-либо деятельность УПЦ МП. Так уже поступили местные власти в Борисполе, Конотопе, Броварах, Кагарлыке, Дрогобыче, Переяславе и даже во Львове. Но! Несмотря на местные запреты, УПЦ МП все равно совершает свои богослужения в храмах тех населенных пунктов, где она запрещена. Почему? Дело в том, что запретить всю церковь или же религиозную организацию местные власти не могут. Нет таких полномочий.

"Всю церковь запретить невозможно. Она не имеет юридического статуса. Юридический статус имеют приходы, а не церковь как таковая", - объясняет "Апострофу" религиовед Людмила Филиппович.

Так, согласно закону "О свободе совести и религиозных организациях", религиозная организация, являющаяся юридическим лицом, например, Киевская митрополия УПЦ МП, может исчезнуть либо по собственному желанию (на что не приходится рассчитывать), либо по решению суда. К примеру, если уполномоченные лица религиозной организации осуждены за коллаборационную деятельность.

"Законодательство о коллаборационизме есть и оно должно действовать. Если у нас есть фактически московский патриархат, который выдает себя за украинскую православную церковь, то государство имеет право распустить этот московский патриархат. А дальше пусть религиозные общины на местах определяются как им жить дальше", - объясняет "Апострофу" религиовед Юрий Черноморец.

"Но еще не было на моей памяти ни одного судебного процесса, который бы на основании уголовного кодекса привлек к ответственности за антиукраинскую деятельность того или иного священника. Закон предоставляет такие возможности, вопрос только в том, кто же им пользуется", - говорит Филиппович.

Более того. Обратиться в суд может только прокурор или органы, ответственные за регистрацию устава той или иной религиозной организации: ОГА если речь идет о конкретном приходе, или Госэтнополитики, если речь о монастырях, учебных заведениях и т.д.

Закон, конечно, можно переписать и принять новый, который без всяких судов запретил бы деятельность УПЦ МП. Как это сделали на россии, признав на государственном уровне Свидетелей Иеговы экстремистами. Но ведь Украина не россия.

"На нас смотрят европейские и мировые лидеры относительно того, как мы придерживаемся демократических норм, прав и свобод человека", - добавляет Козловский.

Кроме того, даже если УПЦ МП и будет запрещена, это не означает, что исчезнет и растворится ее паства.

"Если мы запретили что-то, это не значит, что мы изменили сознание людей. Мы получим так называемое религиозное подполье", - говорит Игорь Козловский.

А теперь представим ситуацию, когда в стране есть "религиозное подполье" и официальная государственная политика, которая ему противостоит. И у той, и у другой стороны миллионы сторонников. Чем не основа для общественного противостояния? А россии только того и надо, ведь годами идеологически подпитывая московскую церковь в Украине, рашисты же делали это не для того, чтобы сохранить "чистоту канонического православия", а для того, чтобы постоянно сохранять угрозу взрыва этой бочки с порохом.

Что же делать?

Оставить все как есть?

Конечно, нет! И эксперты говорят, что есть два уровня решения проблемы.

Первый – ответственность правоохранительной системы. Это та самая "соответствующая реакция", которую обещают в СБУ.

"УПЦ МП нужно испугать. Одного посадить, чтобы остальные боялись, что тоже могут сесть, - говорит Филиппович. - За эти все годы их никто не пугал, потому что у них была "крыша" в форме Новинского с его деньгами. Ну и давайте говорить правду: предыдущее руководство СБУ также было под их эгидой (экс-глава СБУ Иван Баканов признавал, что является прихожанином УПЦ МП, - "Апостроф"). А сейчас пришло другое руководство СБУ. Именно поэтому взялись за эту церковь: появились производства. Немного, но есть. И если испугать, то часть побежит в россию, как, например, Андрей Ткачев (одиозный бывший священник УПЦ МП пророссийских взглядов, – "Апостроф"), а другим придется трансформироваться и эволюционировать".

Действительно, СБУ уже взялась за УПЦ МП. Так, недавно правоохранители объявили о подозрении митрополиту Ионафану – управляющему одной из епархий в Винницкой области.

"Но если мы уже начинаем те или иные уголовные дела, то их нужно доводить до конца. Нужно, чтобы общество знало обо всех случаях коллаборации - и не только из уст журналистов, но и от правоохранителей. Для общества важно, чтобы реагировали именно государственные и правоохранительные структуры. Нужны официальные факты о деструктивной деятельности этой церкви. Таких фактов много, но они не систематизированы и являются продуктом работы гражданского общества и журналистов, а не правоохранителей", - добавляет Козловский.

Второй уровень решения проблемы – соответствующая гуманитарная политика государства, при которой "русский мир" и церковная ересь на основе этой неофашистской идеологии уже не будут восприниматься обществом. Вообще никак.

"Нам нужна деоккупация сознания: образование, культура. То есть то, что отвечает за сознание", – объясняет Игорь Козловский.

"Почему считалось, что сталь, которую мы выплавляем, имеет большее значение, чем украинская песня или украинское книгопечатание. Да и сейчас государству плевать на гуманитарные вопросы. К сожалению", - резюмировала Людмила Филиппович.

Новини партнерів