Палата общин Великобритании предприняла попытку пересмотреть политику официального Лондона в отношении Палестины. На вчерашнем заседании нижняя палата парламента Объединенного Королевства с результатом 274 голоса против 12 приняла решение о «признании Государства Палестина». Несмотря на заверение премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, что этот «символический жест» не изменит внешнюю политику страны, официальный Израиль довольно болезненно отреагировал на решение. В министерстве иностранных дел Израиля принятую резолюцию назвали «тревожной тенденцией» и «препятствием на пути к миру» в регионе.
Решение о признании государственности Палестины было принято вчера на заседаниибританской Палаты общин(нижняя палата парламента Великобритании.– А'). Резолюция была внесена депутатом от оппозиционной Лейбористской партии Грэмом Моррисом, по мнению которого принятие документа будет «способствовать урегулированию израильско-палестинского конфликта». Несмотря на то, что провластные парламентарии от голосования воздержались, резолюция была принята с результатом 274 голоса к 12. «Палата считает, что правительство должно признать Государство Палестина наряду с Государством Израиль»,– цитирует резолюцию новостное агенство ВВС.
Следует отметить, что палестинские власти неоднократно призывали мировое сообщество к признанию государственности Палестины. «Соглашения в Осло (1993 года) предусматривали создание двух государств. Естественно, Израиль уже существует. Второе государство, Палестина, должно было появиться еще в 1999 году, в границах 1967 года и со столицей в Восточном Иерусалиме»,– заявил посол Палестины в Украине Мохаммед Аль-Асаад в интервью А'.
Международно-правовой статус Государства Палестина на протяжении многих лет является спорным вопросом. Палестина официально признана 134 государствами (в том числе и Украиной) и входит в состав Лиги Арабских Государств, но не имеет статуса полноправного члена ООН. В то же время ее государственность не признают три государства – постоянные члены Совбеза ООН (США, Великобритания и Франция), а также большинство стран Евросоюза и Япония. Примечательно, что Венгрия, Польша и Словакия, входящие в состав ЕС, признали статус Палестины, но это решение было принято до того, как они вступили в объединение. В последнее время позиция некоторых стран-членов Евросоюза изменилась. В частности, 3 октября глава нового правительства Швеции Стефан Левен заявил о намерении признать Палестинское государство. «Конфликт между Израилем и Палестиной можно решить лишь достижением двустороннего соглашения. Оно должно быть заключено только при условии взаимного признания и стремления к мирному сосуществованию. Именно поэтому Швеция признает Палестинское государство»,– заявил господин Левен. Если Швеция и Великобритания воплотят в жизнь эти декларации, они станут первыми странами-членами Евросоюза, признавшими Палестину государством.
Впрочем, шансы на то, что официальный Лондон поддержит инициативу Палаты общин, минимальны. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что политика Соединенного Королевства по отношению к Палестине останется прежней, несмотря на «этот символический жест». «Я довольно четко выразил позицию правительства, и она не изменится»,– сказал господин Кэмерон.
Символичность принятого решения признают и сторонники резолюции. Однако они подчеркивают, что это всего лишь «первый шаг», и впоследствии возможно реальное признание Палестины. «Иногда символизм обоснован. Иногда он играет определенную роль. Поэтому я полагаю, что к этому вопросу можно будет вернуться в будущем»,– заявил сэр Малкольм Рифкинд.
Несмотря на то, что решение Палаты общин вряд ли будет воплощено в жизнь, власти Израиля восприняли резолюцию крайне болезненно. Министерство иностранных дел Израиля опубликовало коммюнике, согласно которому принятый документ «является препятствием на пути к миру», пишет The Jerusalem Post. «Поспешное международное признание является тревожным сигналом, поскольку позволяет палестинским властям избежать принятия тяжелых решений, необходимых обеим сторонам. Это подрывает шансы на достижение подлинного мира. Признание Палестины должно стать результатом успешных переговоров между Израилем и властями Палестины»,– говорится в документе.