Саммит НАТО, состоявшийся в Брюсселе после саммита Украина-ЕС, возможно, не принес Украине действительно значительных достижений. Однако определенные положительные сигналы для Киева прозвучали. НАТО подтвердила, что придерживается собственного обещания: в перспективе принять Украину (а также Грузию) в состав блока. Встреча стран-членов и их союзников 11-12 июля прошла на фоне резких заявлений президента США Дональда Трампа в адрес союзников по альянсу, а также серьезных ожиданий от встречи американского лидера с президентом России Владимиром Путиным. Корреспондент "Апострофа" подводит итоги из Брюсселя.
Руководство Украины надеялось, что на саммите Североатлантического альянса в Брюсселе удастся получить заверения, что НАТО намерено когда-нибудь принять Украину и Грузию в состав членов - такое утверждение содержится в итоговой декларации знакового Бухарестского саммита, который состоялся 10 лет назад. И НАТО действительно подтвердило такое обещание. Причем сразу в двух документах - коммюнике по итогам первого дня саммита и заявлении после заседания Североатлантического совета, совместного с Украиной и Грузией.
Эта встреча состоялась из-за невозможности провести на уровне лидеров стран и министров заседание Комиссии Украина-НАТО (КУН). Будапешт, несмотря на вроде бы достигнутые в конце июня договоренности с Киевом по реализации украинского образовательного закона, продолжает блокировать работу КУН на высшем уровне. Выходом из этой ситуации стала упомянутая выше встреча.
Хотя информацию не подтверждают публично, известно, что именно Венгрия заблокировала приглашение Украины в Программу расширенных возможностей (EOP). И хотя украинское руководство - в том числе сам Порошенко - признает, что EОР никак не приблизит Украину к членству, эта программа интересна Киеву в военном плане: ее участниками являются страны, которые вносят наибольший вклад в совместные с НАТО операции.
Двери открыты, но Украина не готова
Конечно, на саммите говорили об "открытых дверях" НАТО. Самый четкий сигнал получило Скопье: если македонцы сменят название страны, Республика Северная Македония станет членом НАТО. Для них это единственный путь. Также альянс признал успехи Тбилиси на пути к членству. Как и в случае с Украиной, в НАТО заявили о том, что подтверждают предыдущие гарантии вступления страны в альянс. По словам Петра Порошенко, на заседании Североатлантического совета лидеры 19 стран - все, кто выступал - четко поддержали идею вступления Украины в НАТО.
Впрочем, есть нюансы. Несмотря на то, что тезисы в заявлениях НАТО по Украине и Грузии одинаковы по сути, они отличаются по формулировкам. Если в контексте Грузии альянс говорит о непременном членстве, по Украине указана только поддержка решения Бухарестского саммита 2008 года.
В комментарии "Апострофу" президент Парламентской ассамблеи НАТО и итальянский политик Паоло Алли объяснил это тем, что Украина и Грузия - на разных стадиях готовности к членству. Он высказал мнение, что обе страны будут членами НАТО, отметив, что, конечно, для каждой из стран сроки будут разными.
"Я считаю, что совместная встреча НАТО с Украиной и Грузией - это очень важный политический сигнал. Думаю, политика не является разной, у нас нет двойных стандартов. Однако ситуация в Грузии кажется немного лучше, чем в Украине, с точки зрения прогресса, который хочет НАТО: борьба с коррупцией, установление демократии, верховенство права, свобода самовыражения и так далее... Но и это не означает, что Грузия немедленно станет членом НАТО. Возможно, ситуация в Украине немного сложнее и из-за войны, Минских договоренностей, которые также надо выполнять", - сказал господин Алли.
"Что еще могут сказать лидеры всех стран о Грузии и Украине?! - риторически вопрошала корреспондента "Апострофа" во время интервью старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога Strategic Europe Джуди Демпси. - Конечно, двери всегда открыты. Да, они точно открыты для Македонии. Об Украине и Грузии они попытались сказать, что развивают сотрудничество. Но все остановилось на этом этапе. Думаю, Киев и Брюссель понимают, что это тот язык, который можно использовать. Грузия - другой случай, потому что она становится очень нетерпеливой в отношениях с НАТО, ведь делает взносы в операции и миссии. Есть элемент разочарования - это мое ощущение".
Она выразила уверенность, что позиция Венгрии не имеет значения, если говорить о политике НАТО в отношении Украины: "Это не имеет никакого влияния, точно нет".
"НАТО понимает, что пока не в ее интересах принимать Украину в свой состав. Есть много-много стран, кроме Франции и Германии, которые пока не хотят, чтобы Украина стала членом НАТО. Это также некоторые центрально-европейские страны. Украина просто не готова к этому. Если учесть ограничения, НАТО делает, что может. Это не цинизм, и не скептицизм. Это просто реальность, и в определенной степени реальная политика", - добавила Демпси.
Известно, что президент Украины провел двусторонние встречи с лидерами, в частности, США, Франции и Германии. Порошенко сообщил журналистам, что центральной темой разговора с каждым из лидеров была судьба украинских политических заключенных в России.
Ключевой стала встреча Порошенко с Дональдом Трампом. В дипломатических кругах называют две версии, почему глава Белого дома все-таки решил встретиться с президентом Украины. Во-первых, вопрос "Северного потока-2" и вправду сильно волнует Вашингтон. За океаном заинтересованы в том, чтобы сформировать пул восточноевропейских стран, направленный против введения в эксплуатацию магистрального газопровода из России в Германию. Во-вторых, данная встреча нужна была Трампу для того, чтобы прикрыть свои тылы в США, где очень неоднозначно относятся к предстоящей встрече своего президента с президентом России Владимиром Путиным.
Отдельно стоит упомянуть о тезисах Трампа по Крыму. Хотя в них мало нового, ведь президент США снова свалил ответственность за оккупацию Крыма на своего предшественника Барака Обаму. Однако недавно Трамп допустил возможность признания Крыма российским. Правда, и на этот раз журналистам не удалось получить от него какой-то однозначный ответ: американский президент сказал, что ему не нравится то, что происходит с Крымом, но он не знает, как разрешится ситуация. С другой стороны, подпись Трампа стоит под итоговым заявлением, в котором четко повторяется позиция НАТО о непризнании аннексии Крыма и поддержке суверенитета Украины.
"Сильнее, чем два дня назад"
На брюссельский саммит НАТО стоит взглянуть и с другой стороны. После начала торговой войны США с западными странами и Китаем и скандальной встречи "большой семерки" в Канаде он открылся с ожиданием жарких споров между Дональдом Трампом и союзниками США в альянсе. И они были: президент США обвинял партнеров в несправедливом распределении обязательств внутри НАТО, повторял, что партнеры этим очень огорчают его, и называл Германию полностью зависимой от России из-за покупки российского газа и строительства "Северного потока-2". Проект газопровода Трамп назвал очень вредным для стран НАТО.
Однако затем прозвучали абсолютно иные заявления. В тот же день встречу с Меркель на саммите он назвал очень конструктивной, а отношения с Германией - удивительно хорошими. "Сильнее, чем два дня назад", - именно так Дональд Трамп охарактеризовал НАТО на пресс-конференции в четверг. Он совсем не стеснялся щеголять тем, что таким альянс сделали его собственные требования в адрес партнеров - увеличить оборонные расходы до 2% ВВП. Пока только 7 из 29 государств тратят не менее 2% своего ВВП.
По словам Трампа - "стабильного гения", как он себя назвал - финансирование обороны союзниками возрастет примерно на 33 миллиарда долларов. И он не сомневается, что в течение "сравнительно небольшого количества лет" все члены НАТО достигнут деления в 2%. Страны-члены обязались сделать это до 2024 года. Однако на самом деле, по прогнозам эта цель достижима только для 14 из них. Затем уже могут начаться переговоры о достижении 4% ВВП.
Эксцентричность президента США на данном саммите не знала пределов. СМИ сообщили, что на внеплановой сессии Североатлантического совета Трамп, попросив представителей стран-партнеров покинуть зал, даже угрожал союзникам выходом США из НАТО. Однако затем на пресс-конференции он сказал, что действительно мог бы сделать такой шаг, но в нем нет смысла, ведь союзники обязались увеличивать взносы.
Кардинально разные заявления Трампа в течение короткого отрезка времени показывают, что он продолжает играть роль плохого и хорошего полицейского одновременно. И специфический подход Трамп к дипломатии не может нравиться большинству европейских лидеров.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг, и не только он, говорит о положительной роли Трампа, который напоминает союзникам об обязательстве заботиться о евроатлантической безопасности. Вообще же роль генерального секретаря на саммите была очень характерной и важной. Он то и дело повторял утверждение, что разногласия между союзниками - это нормально, и они вовсе не подрывают евроатлантическое единство по фундаментальным вопросам.
Когда же его спросили о впечатлениях от официального завтрака с Трампом (именно там президент США говорил о зависимости Германии от России), генсек ответил, что это была замечательная встреча с вкусным соком на столе. Мастерство избегать прямых ответов Столтенберг во время саммита демонстрировал неоднократно.
Аналитики, участники конференции NATO Engage, которая проходила в рамках саммита, на одной из панелей говорили о деструктивных последствиях дипломатии и политики Трампа и назвали огромной ошибкой попытки политиков и экспертов умалить их. Однако в позициях по этому единства нет и близко.
"Думаю, президент Трамп не ошибается, призывая к большим взносам и инвестициям со стороны Европы. Вчера на парламентской ассамблеи НАТО мы также поддержали призыв к более справедливому распределению ответственности. Возможно, некоторые моменты в нарративе Трампа немного чрезмерны. Думаю, это смесь вопросов безопасности и экономики. Однако я не вижу настоящих проблем для НАТО. Потому что атмосфера была очень хорошая: был значительный консенсус между всеми лидерами по всем вопросам. Думаю, в зале атмосфера была значительно спокойнее", - поделился своими впечатлениями с "Апострофом" Паоло Алли.