Президент США Дональд Трамп и лидер Кремля Владимир Путин оказались одинаково не готовы признать факт бьющей по их рейтингу эпидемии Covid-19. Но если США сейчас быстро перестраивают экономику на "военные рельсы" для борьбы с коронавирусом, то в России начинается парад маленьких суверенитетов, а Путин предпочитает прятаться. Об этом "Апострофу" рассказал российский политолог и публицист АНДРЕЙ ПИОНТКОВСКИЙ.
- Расскажите, пожалуйста, в каком городе вы сейчас находитесь?
- По сути, я нахожусь в Вашингтоне, но чисто административно и географически, это пригород Вашингтона в штате Мериленд – буквально в 50 м от границы Вашингтона. Хотя это создает для меня существенную разницу, потому что карантин в Вашингтоне гораздо более строгий. Там, прогуливаясь, можно нарваться на полицейского, который будет с тобой беседовать. А в Мериленде я позволяю себе ежедневные получасовые прогулки.
- Как вообще атмосфера в Мериленде?
- Спокойная и доброжелательная. Мне кажется, американцы вообще довольно достойно встретили эту напасть за исключением одного человека – президента Трампа. Благодаря его глупым амбициям все серьезные меры по предотвращению распространения эпидемии были задержаны как минимум на два месяца.
Тут интересное совпадение – насколько далеки между собой по массе параметров Россия и Соединенные Штаты, и два таких человека, как Трамп и Владимир Путин. У них очень разные биографии и ментальности, но они совпадают в характере своей личности. У обоих проявляется крайний эгоцентризм и наплевательское отношение к миллионам своих сограждан, которых они по должности своей должны обеспечивать мудрым руководством. Каждый интересуется только своими амбициями.
Трамп до самого последнего времени отрицал серьезность эпидемии и сопротивлялся не то что карантину, а любым ограничительным мерам. Даже когда их ввели, он настаивал, что к католической Пасхе – 12 апреля – американцы вернутся на работу. Его очень волновала возможность экономического спада во время карантина и как это скажется на результатах выборов. А изменение его позиции в последнюю неделю произошло только потому, что он понял - на его электоральных рейтингах катастрофически скажется количество жертв эпидемии. В минувшую пятницу, скажем, в Америке от нее скончалось более тысячи человек.
Эта трагедия, которая потрясла всю Америку, во многом изменила и мировую политику. Во время теракта 11 сентября 2001 года погибло 3 тысячи человек. Сейчас такие "найн-илевен" происходят в Америке каждые три дня (имеется ввиду, что каждые 3 дня количество умерших от коронавируса сравнивается с количеством жертв от нападения на "башни-близнецы", - "Апостроф").
Парамедики помогают эвакуировать людей с подозрением на коронавирус с круизного лайнера, Майами, США
Вот и получается, что два человека из разных миров ведут себя в момент величайшей опасности безответственно, пошло и – я даже бы сказал – подло.
- Говорят, в Кремле даже слово "карантин" стараются лишний раз не употреблять.
- Они этого слова просто избегают. У Путина тот же тип личности, что и у Трампа – совершенно! Не суть играет роль, а понты. Как это так – при великом Путине, при великом Трампе могут быть такие неприятности? Был поворот, когда мэр Москвы Сергей Собянин в довольно невежливой форме объяснял Путину, что статистика – это чушь, просто не проводится достаточное количество тестов в России и неизвестна истинная картина.
А такой эвфемизм как "дополнительные каникулы", изобретенный Путиным вместо слова "карантин", просто вытолкнул в предыдущие выходные массу россиян на шашлыки, на природу, на пьянки.
- В Украине, кстати, тоже в начале карантина люди выходили в парки и жарили шашлыки – бороться с этим практически невозможно. А как в США? Там население тоже разгильдяйски относится к карантину?
- Нет. Это, конечно, не немцы – те идеально отнеслись к карантину. Ведь все зависит не только от позиции властей, но и от ментальности населения. Но в целом американцы, когда в конце концов были введены дополнительные меры, мне кажется, ведут себя достаточно дисциплинированно.
- Это связано с тем, что американцы любят свою страну, доверяют своей власти - или в чем причина?
- Главную причину вы уже назвали. Украинцы, русские - бывшие советские люди, и у нас генетическое столетнее, подчеркну – столетнее – недоверие к собственным властям.
Но есть и другая причина. Ведь в этой катастрофе есть два аспекта.
Первый - чисто эпидемиологический, медицинский: насколько правильно принимаются санитарные меры, насколько жестко соблюдает их население, каков в результате ход эпидемии.
И второй, не менее важный – экономический. Почему Трамп так сопротивлялся введению карантина? Не только потому, что он, также как и Путин, не любит плохих новостей. Он понимал, что это будет удар по экономике. Соблюдение необходимых медицинских мер в любой стране – это серьезный удар прежде всего по инфраструктуре среднего и мелкого бизнеса.
И другой вопрос – как государство смягчает этот неизбежный удар. Если в чисто медицинской части, благодаря бездействию Трампа, я поставил бы США "троечку", то твердое "отлично" заслужили и Администрация, и Конгресс, который немедленно принял закон - за свою реакцию на неизбежные экономические последствия. 2 триллиона долларов выделили в поддержку мелкого и среднего бизнеса, который составляет "хребет" американской экономики и обеспечивает всю жизнедеятельность американцам как субъектам этой экономики.
Андрей Пионтковский: "Благодаря бездействию Трампа, я поставил бы США "троечку""
Смотрите: Пароход "Россия" идет на дно: Путин стал героем меткой карикатуры
Я приведу вам поразительный личный пример. Я не гражданин Соединенных Штатов. Как политический беженец, я пользуюсь правами проживания. Но от нашей любимой американской налоговою службы я совершенно неожиданно получил в пятницу единоразовое пособие $2400 . Я никуда не обращался, не предоставлял никаких документов. Просто в зловещей американской налоговой службе, от которой никто не может скрыться, посмотрели в базе данные оплаты налогов и на основе этого автоматически выделили такое пособие. Это серьезные деньги, мне с женой на два месяца на пропитание хватит.
Меня потрясло не только то обстоятельство, что не имеющий никакого отношения к американской экономике беженец получил эти деньги, а то, как они выдавались. Вы представляете, сколько бумаг пришлось бы оформить, если бы такие деньги выдавались в Украине или России? Весь мир потрясли очереди в Кривом Роге за какими-то разрешениями на пропуска. А если бы людям начали выдавать деньги? Вот такой уровень поддержки экономики. Это придает уверенности американцам, сказывается на их психологии и поведении больше, чем любые призывы проповедников или лидеров общественного мнения на телевидении.
- Видел цифру, что 6,65 млн человек обратились впервые за пособием по безработице в США. И некоторые аналитики уже прогнозируют, что американская экономика ввойдет в пике.
- Я видел рассчет, что 20 млн в ближайшее время подадут. Это естественно. Целый ряд предприятий основаны на непрерывном потоке кеша. Они не могут работать "на удаленке" и закрываются. Потому такие масштабные меры поддержки оказываются.
Никакого пике американской экономики быть не может. Первые шаги уже показали, что власти относятся очень серьезно к этой проблеме и готовы поддерживать и бизнес и людей.
Кроме того, я открою вам маленький секрет, почему Америка с чисто экономической точки зрения реагирует масштабно – что можно сравнить только с Германией, одной из стран, если не единственной, которой можно поставить "пятерки" и по медицине, и по экономике. Так вот, большие суммы с такой легкостью Вашингтон выделяет, потому что американская резервная система более свободна в эмиссии, чем монетарные и финансовые институты других государств. Доллар – это валюта, которую будут всегда брать везде - это валюта всего мира. Американские облигации, которые сейчас будут снова выпускать - они покупаются.
Один из любимых аргументов ненавистников США – "Америка потому так успешна, что они могут печатать доллары без угрозы инфляции". Но все наоборот – именно потому, что в Америке процветающая экономика, в том числе технологии, мы видим такое высокое доверие к их доллару. Это валюта является так называемым last resort – "последнее прибежище" во время любого кризиса. И право эмиссии завоевано авторитетом американской экономики, ее кредитной историей за последние 100 лет.
Потому о вхождении американской экономики в пике можно забыть. Трагедией является гибель людей, мы не знаем, когда это остановится. Но можно быть объективным, упрекнуть предшественников Трампа в том, что они не были готовы к масштабам такой инфекции и сейчас, оказывается, недостаточно приборов ИВЛ – в Нью-Йорке их не хватает - и тест-систем.
Полиция Нью-Йорка
Если вспомним Вторую мировую войну, то тогда американская экономика была мгновенно перестроена на военный лад. Точно так же и сейчас - администрация ввела фактически законы военного времени и масштабно выпускается все необходимое.
Заминка, конечно, будет стоить многих жизней американцев, но США выйдут из этого кризиса экономически в лучшей форме, чем большинство держав. Но провал есть провал. Жизни не вернешь и ответственность – в первую очередь на Трампе – есть.
- Почему Германия сработала лучше?
- Потому что там была Меркель, а не Трамп. Это первое. А второе – они думали об возможных инфекциях раньше и к ним сейчас на самолетах доставляют больных из Италии и Франции. А Кремль послал в ЕС своих Шишкиных-Чепиг – ГРУ-шных разведчиков с автомобилями, с дезинфекцией, с мылом. И российская пропаганда распространяет демагогию, что никто в Европе друг другу не помогает.
Еще одна обычная демагогия в пост-советских странах - мол, демократии не могут реагировать эффективно, а вот смотрите, как в Китае. Во-первых, мы ничего не знаем о том, что происходит в Китае, откуда появился вирус, сколько людей погибло, и что там происходит сейчас – это абсолютно закрытое общество. Во-вторых, есть три-четыре примера стран, идеально отреагировавших на угрозу: Южная Корея, Тайвань, Германия и Израиль. Страны из разных регионов, с разной ментальностью населения. Их объединяют устойчивые развитые демократии.
- Есть ли сейчас в США обострение психически нестабильных ребят, которые ходят, рассказывают про конец света, про то, что мы все умрем и т.д.?
- Вы знаете, это всегда присутствовало в Америке и, наверное, такие есть. Но я могу судить по массовой культуре, по телевидению – нет всплеска таких настроений. Самая большая секта – это, на мой взгляд, секта трампопоклонников. Потому что их твердое ядро, которое образовалось еще в 2016-м – 40%, иногда 45% - никуда не делось, не смотря на совершенно очевидную демонстрацию своих худших качеств.
Я сказал о сходстве Трампа и Путина, но есть и отличие: Путин прячется, а Трамп ежедневно навязывает себя часовыми пресс-конференциями на всех каналах в прямом эфире на крылечке Белого до ма.
Я бы не идеализировал и демократов. К примеру, в январе Трамп сделал один из немногих, по моему мнению, правильных внешнеполитических шагов, а именно – ликвидировал одного из лидеров иранских "Стражей исламской революции" Касема Сулеймани, виновного в гибели десятков, если не сотен тысяч людей в Сирии. Тогда все демократические звезды на него набросились – да как это так, это серьезная эскалация военных действий.
То есть политическая борьба давно уже идет без перчаток и ниже пояса. Но своих сектантов Трамп не теряет. Однако выиграть выборы, опираясь только на них, ему будет, мне кажется, довольно затруднительно. Хотя предвыборная кампания сошла на нет, о выборах сейчас очень мало говорят, несмотря на то, что время приближается. Все заняты коронавирусом, мобилизацией помощью населению и экономическими перспективами.
Таксисты остались без работы, Сан-Франциско, США
- Берни Сандерс и Джо Байден являлись до вспышки коронавируса главными конкурентами Трампа. Как они сейчас себя позиционируют и могут ли они проиграть?
- Я бы их разделил. Сандерс уже проиграл на демократических праймериз. У него нет даже математических шансов ликвидировать перевес делегатов на съезде, который есть у Байдена. Многие в демократической партии недовольны поведением Сандерса. Обычно в такой ситуации кандидаты перестают нападать друг на друга, сплачиваются вокруг лидера, чтобы противостоят противнику, тем более такого серьезному, как Трамп. Сандерс ведет себя очень эгоистично. Он – и особенно его сторонники – продолжает нападки на Байдена. Это работает на пропаганду Трампа и ослабляет демократическую партию. Примерно так же он вел себя 4 года назад, когда до последнего момента вел борьбу с Хиллари Клинтон. Он выдавил из себя поддержку для нее, когда ему выкрутили руки на съезде, но и сам, и его активисты не скрывали недоброжелательного отношения к Клинтон. И это стало одной из причин ее поражения.
Тем не менее, опросы общественного мнения показывают преимущество Байдена. Хотя для объективности следует сказать, что несмотря на антисистемное поведение Трампа, разрыв между ним и Байденом снизился с 9% до 4-5% (Байден опережает Трампа, - "Апостроф"). Это такой феномен – когда человек все время торчит перед глазами, за него все равно отдаются голоса. Это то, что в политологии называется фактором узнаваемости. Байден практически исчез из поля. Где-то раз в неделю он появляется, говорит разумные вещи о борьбе с эпидемией, экономических стимулах. Но Трамп просто подавляет его своим телевизионным присутствием. Но полгода осталось до выборов – и ничего не предрешено.
- Все-таки в России – хоть и нельзя сказать, что ничего не предрешено, - но референдум по Конституции перенесли. Какой прогноз вы можете дать?
- Чувствуется неуверенность Путина, желание уйти от ответственности. А для диктатора оно всегда опасно. Можно ответственность отдать, а потом ее и не вернуть. Я уже упоминал, как с ним разговаривал Собянин – я бы сказал, что это было даже дерзко. Трудно было предположить такой тон разговора еще полмесяца назад.
Еще меньше можно что-либо предсказать в России, чем в США. Но одна тенденция бесспорна – это падение авторитета Путина в массах. Но это даже не важно, массы никто уже спрашивать не будет и неизвестно, будут ли еще в России выборы.
Наиболее опасно для Путина, как всегда в авторитарных режимах, - потеря влияния в элитах, в верхушке. То, что диктатор передает ответственность – это для него всегда опасно.
- Тем более он попытался передать ответственность губернаторам, а они потихонечку начинают разбегаться…
- В первый же день трое подали в отставку!
- Ну вот. Значит ли, что таким же образом может "разбежаться" и вся Россия?
- Это смелая метафора. Но, вобщем-то тенденция есть. Мы увидели, что в России нет государства, а весь этот фасад путинской вертикали – это громадная потемкинская деревня. Украина и Россия – это постсоветское порождение. Обе страны еще не столкнулись с настоящими масштабами эпидемии - и несостоятельность системы медицины еще скажется. А такой экономической помощи бизнесу и населению, как США и Германия, ни РФ ни Украина дать не смогут.
А если продолжить развивать метафору о разбежавшейся России, то большое впечатление произвела решительность Рамзана Кадырова, который первым полностью закрыл территорию. Вот неосуществившаяся мечта Дудаева и Масхадова. Он просто запретил въезд и выезд любых человечков из РФ – зеленых, синих, красных. Такой маленький парад суверенитетов начинается. Это не этно-национальные, а русские губернии начинают выстраивать какие-то заградительные отряды на границах друг с другом.