Немецкие СМИ утверждают, что между странами НАТО существуют неформальные договоренности не поставлять в Украину боевые самолеты и танки. В то же время Reuters отмечает, что Италия, которую откровенно шантажировал Путин, Венгрия и Кипр предложили, чтобы ЕС призвал к прекращению огня в Украине и мирным переговорам с Россией. Эта позиция вызвала разногласия с государствами, которые занимают жесткую позицию в отношении Москвы в преддверии саммита Евросоюза. О том, почему в НАТО опасаются передавать ряд вооружений Украине, в чем причины того, что европейские страны просят прекратить войну ценой уступок со стороны Киева и как на это реагировать Украине, "Апострофу" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.
На позиции Венгрии, Италии и Кипра не стоит обращать много внимания. Тем более, мнения тех или иных европейских стран периодически озвучиваются в разных конфигурациях, и они будут продвигать разнообразные идеи еще очень долго по мере, того как будет дальше вестись война.
Внутри ЕС есть и другие страны, которые дорого платят за войну России с Украиной и санкции с изоляцией России. Видимо, они будут время от времени озвучивать разные инициативы по возможности урегулировать или хотя бы заморозить конфликт. Нам это нужно принимать к сведению. И всё. То есть это ни к чему нас не обязывает.
Вряд ли Украина сможет помешать или как-то предотвратить подобные заявления, поскольку у нас нет возможностей компенсировать упомянутым странам то, что они теряют, у нас нет возможности повлиять на их национальные интересы. Но нас не должны сильно беспокоить инициативы, которые они выдвигают. Потому что на каких условиях заканчивать войну или добиваться перемирия — это наше дело.
Что же касается того, что Италия и Венгрия - члены НАТО, то механизм поставок вооружений работает на межгосударственном уровне: вооружения нам поставляет не НАТО, а отдельные страны-члена Альянса. Если они между собой договорились о том, что есть какие-то исключения и какие-то типы вооружения не должны поставляться в Украину, то это значит, что у НАТО есть какой-то общий знаменатель того, как они видят связь между поставками вооружений и эскалацией конфликта. И это значит, что среди членов НАТО есть консенсус насчет того, чтобы этой эскалации избегать. Вряд ли мы тоже сможем с этим что-то поделать, потому что не совсем ясно, какие действия тут могут быть эффективными.
Понятно, что мы будем настаивать на риторике "дайте нам как можно больше оружия и мы победим Россию", но если НАТО считает такую стратегию рискованной и не хочет обострения конфликта, то мы не сможем убедить всех в обратном. Можно пробовать их убеждать в том, что поражение Украины будет дорого стоить самому Альянсу и его странам-членам, и я думаю, что они сами это понимают, и вряд ли они хотят поражения Украины. Но в то же время некоторые типы оружия, например самолеты, вполне возможно, обозначены как "красные линии" в Кремле, и эти "красные лини" всерьез воспринимаются в НАТО. Нам нужно принимать это к сведению и более реалистично оценивать перспективы в получении разных типов вооружений из стран-членов НАТО.