Нынешний год для Украины по известным причинам оказался чрезвычайно сложным. Впрочем, кроме нападения России в мире происходило множество разнообразных вооруженных конфликтов. Во всем мире старые раны начинали кровоточить и происходило усиление напряжения. Начавшись с беспорядков в Казахстане в январе, а также войной в Украине в феврале, 2022-й заканчивается столкновениями в Косово, а также крайне сложной ситуацией в Сирии и даже на Дальнем Востоке. О том, чем жила планета в 2022 году и чего ожидать в году следующем – читайте в материале "Апострофа".
Калейдоскоп катастроф
Бурный 2022 год начался с митингов в Казахстане в первых числах января. Люди вышли протестовать против резкого повышения цен на сжиженный газ. Акции быстро переросли в погромы. Власти ввели чрезвычайное положение: сначала в Алматы и Мангистауской области, позже – в столице и во всех других регионах страны.
На этом фоне президент Касим-Жомарт Токаев принял отставку правительства страны и пригласил "миротворцев" ОДКБ обуздать "бандитов", что и было сделано. В аэропортах крупнейших городов Казахстана высадился десант, в основном состоявший из россиян. Правда, контингент там пробыл недолго. В то же время Токаев лишился надоедливой опеки своего предшественника Назарбаева и кардинально усилил свои позиции в стране. В дальнейшем президент Казахстана сумел также отстраниться и от навязчивого Кремля, заручившись поддержкой Китая.
После беспорядков в Казахстане планета буквально "загорелась" в разных местах. В феврале Россия, поиграв мышцами в Казахстане, решила полномасштабно напасть на Украину, расширив войну до континентальной. Продолжая войну уже одиннадцатый месяц, Москва и ее бесноватый фюрер так и не добились заметных успехов, кроме массового убийства гражданских и уничтожения украинских городов. Впрочем, похоже, что останавливаться Кремль не планирует.
Читайте: Если Россия продолжит ракетные атаки, будем бить по Москве и Уралу - генерал Маломуж
Прикованный вниманием к войне в Украине, в июле мир ненадолго переключился на Азию: без преувеличения миллионы людей во всем мире в прямом эфире следили, как самолет спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси во время ее азиатского турне направился на Тайвань и в конце концов приземлился в аэропорту Тайбэя. При приближении борта с американской представительницей к острову в полную боевую готовность были приведены как войска Тайваня, так и его оппонента – материкового Китая. С обеих сторон в воздух поднялись истребители, но им так и не пришлось быть задействованными в реальном столкновении, несмотря на недвусмысленные угрозы со стороны Пекина. На визите Пелоси история не закончилась: во второй половине 2022 года Китай неоднократно устраивал провокации, то организовывая массовые учения у Тайваня, то залетая на военных самолетах в зону его противовоздушной обороны. Зачем Пекину так нужен Тайвань – относительно небольшой остров? По словам экспертов, кроме имперской тяги к расширению Китай преследует экономические интересы: Тайвань - мировой лидер по производству полупроводников (микропроцессоров), а значит, в случае его захвата Пекин фактически получит монополию на эту чрезвычайно ходовую продукцию.
Пока военные самолеты кружили вокруг Тайваня, обострилась ситуация и на севере Косово: местные сербы перекрыли дороги в знак протеста против новых правил, введенных руководством этой частично признанной страны. В то же время сербский президент Александр Вучич заявил о якобы планах Приштины напасть на сербов. При посредничестве Брюсселя конфликт на короткое время удалось поставить на паузу, но перед новым годом он снова обострился: о возможности применения силы говорят как Белград, так и Приштина. Пока стороны воздерживаются от активных действий благодаря НАТОвскому миротворческому контингенту, который находится в Косово.
В августе на Южном Кавказе снова могло стать горячо: Азербайджан "показал зубы", пытаясь окончательно решить проблемы с транспортно-логистическими коридорами в Карабахе. Показательно то, что этим попыткам не сопротивляются российские "миротворцы" – уже в конце года они спокойно наблюдали за тем, как азербайджанцы блокируют критический для армяно-карабахской связи Лачинский коридор. До новой вспышки войны и полного позора Кремля, авторитет которого во многом держался за счет военной силы (которая, как оказалось, фактически отсутствует) осталось совсем немного.
К полной картине следует добавить протесты в Иране, а также операцию Турции в Сирии. Таким образом приходится констатировать, что такого количества конфликтов одновременно мир не знал давно. Так в чем же причины катастрофической "тряски" и можно ли говорить о кризисе нынешнего мирового порядка, который разрушается прямо на глазах?
Слом правил игры
Президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар обращает внимание "Апострофа" на то, что доминирование Запада достаточно долго обеспечивало миру определенную стабильность, но рост Азии, Африки и Латинской Америки прибавил турбулентности в глобальном масштабе. Учитывая это, считает эксперт, все проявления нестабильности в мире в 2022 году закономерны.
В то же время Гончар отмечает, что глобальный ревизионизм России, имеющей "веймарский синдром", как Германия в 20-30-е годы прошлого века, не был по достоинству оценен Западом. Это создало эффект поощрения для путинского режима. Демонстрацией слабости Запада является его дистанцирование от действий, связанных с принуждением агрессора к миру. То есть нам помогают, сдерживают Россию, но не укрощают – это касается и санкций, которые тормозят врага, но не останавливают, говорит Гончар.
"На фоне слабости Запада другие авторитарные режимы получили уверенность в своих силах. Их пропаганда утверждает, что "время Запада истекло, основное население планеты – в Азии, 80 процентов". Это искусственное противопоставление срабатывает на фоне того, что "коллективного Запада" нет, он разделен. Штаты могли остановить Россию до 24 февраля, но не сделали этого. Китай внимательно следит, как реагирует Запад на действия России, чтобы впоследствии принять решение о возвращении Тайваня в состав Китая. Автократы надеются, что Запад будет всячески избегать вовлечения в войну, будь то война с Россией или с Китаем. Собственно, риторика Запада об этом и свидетельствует – "война в Украине", хотя на самом деле речь идет о войне в Европе. Если называть вещи своими именами, то агрессор должен стать объектом приложения усилий, но этого нет. Отсюда и ситуация на Балканах – там нет решительных действий со стороны ЕС, Россия снова пытается разжечь там конфликт. Да и "троянского коня", Венгрию, не могут обуздать – это сигнал России, что можно идти дальше", - добавляет эксперт.
Более оптимистично смотрит на продолжающиеся в мире процессы директор Национального института стратегических исследований Александр Богомолов. Эксперт утверждает, что рост количества существующих и потенциальных конфликтов имеет корни в исторических процессах. В частности, многое, что происходит поблизости и подальше от наших границ, связано с процессом упадка и исчезновения крупнейшей Евразийской империи, России. Здесь можно упомянуть процессы на Южном Кавказе – напряжение там является результатом снижения влияния империи на прежние территории. В зените своего могущества СССР занимался пацификациями этих территорий, мощь государства не давала возникнуть конфликтам.
"К сожалению, распад империи не одномоментен, отнимает время и человеческие жизни, но он набирает темпы как снаружи, так и внутри, и есть динамика "внутреннего взрыва" – первые признаки фрагментации власти и военного руководства присутствуют: нет централизованного командования, происходит критика друг друга, то же самое идет и в тылу: пожары, взрывы, происходит энтропия, дезинтеграция и потеря управляемости, траектория процесса понятна. Он фактически естественный и необратимый – вернуть назад землетрясение или отменить взрыв вулкана невозможно. Последствия будут тяжелыми, нам важно от них уберечься и удержаться на краю бездны", - говорит "Апострофу" Александр Богомолов.
Эксперт-международник добавляет, что многие другие конфликты в мире так или иначе связаны с процессом упадка России. Например, траектория развития процессов в Иране и России похожа – Тегеран тоже строит свои сферы влияния, вмешивается в конфликты на Ближнем Востоке, сражается в них прокси-силами. Другой союзник России, КНДР, в последнее время снова угрожающий соседям, является проекцией от могущества соседнего с ней Китая. Кимовская Корея является удобным сателлитом Пекина, делая то, что он не хочет и не способен делать: громко бряцать оружием, хаотично пуская ракеты по Южной Корее и Японии.
Растущий авторитаризм в Китае, отмечает Александр Богомолов, со временем приведет его к тем же проблемам, с которыми сталкивается Россия. По сути, сейчас Пекин пытается усилить свое влияние, и усиление Китая происходит параллельно с ослаблением Российской империи.
На отличные стратегии Китая и России обращает внимание Михаил Гончар. По его словам, Запад несколько демонизирует Пекин, который все же не похож на Москву в своих действиях. Хорошим примером является то, что последнее масштабное применение ВС Китая произошло в 1979 году против Вьетнама, в то время как Россия все это время воевала почти без перерывов.
"Китай взаимосвязан со Штатами, имеет колоссальное положительное торговое сальдо благодаря тому, что является "фабрикой мира". Россию же общими усилиями нужно принудить к порядку. По сути, главная проблема 2022 года - то, что Запад не осознал, что война России против Украины одновременно является реваншистской войной против него самого. Запад все еще не видит нас частью себя, а видит нас частью Евразии, и подход не изменился даже после предоставления статуса кандидата в члены ЕС. Здесь хороший пример – министерства иностранных дел стран ЕС и структурі НАТО до сих пор не перевели контакты и работу по линии Украины в департаменты, занимающиеся Европой, а не Евразией или Кавказом. Россия, видя медленную реакцию Запада на свои действия, даже несмотря на неудачи продолжает давить, потому что думает, что Запад сломается под давлением энергетических или экономических проблем, которые погрузят ЕС и НАТО в хаос. Правда, пока этого не происходит, как бы ни надеялась Москва", – добавляет Гончар.
2023-й – пристегнуть ремни!
Говоря о событиях нынешнего года, обозреватели очень часто сравнивают его с происходящими событиями накануне Первой или Второй мировых войн, однако исторические параллели всегда прихрамывают. Как говорил Гегель, история учит только тому, что она ничего не учит своих учеников.
История повторяется только трендами или циклами. С аналогиями надо быть осторожными, потому что они всегда хромают – это относительно популярных ныне ссылок на опыт Первой и Второй мировых войн. Нынешняя ситуация уникальна, мы в преддверии фазового перехода: речь идет об изменении подходов, ценностей, управления, глобальных экономических процессов. Это эпоха "идеального шторма", который сметет всю существующую конфигурацию миропорядка и экономической системы", - считает директор Центра гражданского общества Виталий Кулик.
Эксперт прогнозирует, что будущий год для всего мира будет трудным – мировая экономика уйдет в рецессию. Попытки "слить" ее в рост ВПК, в частности, за счет войны в Украине, не дают результата, и экономический кризис накроет сначала Запад, затем Китай. Будет падать в пропасть и Россия. В ней, по мнению Кулика, в конце 2023 года мы увидим уже элементы бунтов и погромов, что станет входом в период распада.
"Кроме того, в 2023 году мы станем свидетелями наращивания всех негативных процессов, которые мы видели в 2022 году. Мир может пойти по пути хаотизации и гонки вооружений, начав серию локальных и глобальных конфликтов по разным уровням разломов, цивилизационных и геополитических – в частности, будет продолжаться борьба за рынки, воду, энероресурсы, еду... Могут наступить и "темные века", - этот сценарий предполагает конфликты, использование тактического ядерного оружия, его распространение в третьих странах, "расконсервацию" старых конфликтов, появление новых линий разлома. Безопасных мест на планете больше не будет. Однако можем пойти и по пути "мировой республики", что потребует взаимодействия разных акторов и в таком случае в ее компетенции будет здоровье и безопасность - вещи, которые должны управляться всем человечеством ", - отмечает Кулик, фактически отмечая, что мир оказался на крайне непростой развилке.
По мнению Александра Богомолова, главный мировой террорист в следующем году в кинетическом измерении достигнет кульминации своих ресурсов, а бесперспективность войны станет очевидной.
"Бесперспективность войны и сейчас ясна многим в России, кроме Путина и его окружения, в которых конфликт с реальностью – результатом будет их конец, Украине главное уцелеть в этом процессе"- говорит эксперт.
В свою очередь, Михаил Гончар обращает внимание, что ненавистный России и Китаю однополярный мир во главе с СЩА был не худшим вариантом для человечества.
"Такой ненавистный России монополярный мир, возможно, и не является хорошим вариантом. Однако мир, где несколько бандитов пытаются играть роль шерифов, еще хуже, и именно сейчас мы это и наблюдаем относительно Си и Пу, да и иранские аятоллы свои порядки пытаются продвигать", - отмечает Гончар
Проблема состоит и в том, что усугубиться могут не только старые конфликты, но и новые.
"Иран может объявить о владении ядерного оружия в 2023 году (Россия может помочь), в ответ Израиль может применить свое. Мировое внимание может сместиться к этому центру опасности. Тем временем может взбодриться и Китай – все потому, что нет решимости Запада и превентивных действий по альянсу авторитарных режимов, которые действуют более динамично, чем демократии. В целом, 2023 год может принести целые стаи "черных лебедей", и вспыхнуть может совсем не в тех точках, на которые сейчас обращено внимание – речь идет о Тайване, Косово или Карабах", - заключает Гончар.