В середине ноября на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (11-17 ноября в Сан-Франциско) ожидается встреча американского президента Джо Байдена с лидером КНР Си Цзиньпином. Одной из главных тем переговоров будут вопросы безопасности. С чем Си поедет в Штаты, будет ли обсуждаться украинский вопрос и какова должна быть позиция Вашингтона по России - своим мнением в эфире Апостроф TV поделился дипломат, эксперт-международник Руслан Осипенко.
"Один путь" против G20
Мы в транзитном периоде разделения на лагеря - демократических и персоналистских режимов. Остались только страны глобального юга, которые не определились или хотят проводить свою независимую политику. И состязание идет между лагерями за голоса этих стран. Поэтому в этом контексте форум "Один пояс, один путь" как раз продемонстрировал фолловеров Китая.
Читайте: Нет пояса, только путь: что показал форум в Китае и при чем здесь Россия
Фактически Китай накануне встречи Си Цзиньпина с Байденом дает сигнал Вашингтону, что у него большая группа стран-сторонников, готовых слушать Китай и сотрудничать с ним. Китай же возглавляет этот лагерь персоналистских режимов. И это сигнал в сторону США – ответ на G20, где Соединенные Штаты одержали промежуточную победу, когда присоединили Африканский союз. Китай этим форумом продемонстрировал, что у него больше поклонников. То есть Китай готовит почву для предстоящей встречи с Байденом – ключевое событие, на которое нужно смотреть.
А состоявшийся в Китае форум - это промежуточное событие, которое дало возможность сторонникам скоординировать собственные действия, как, например, встреча путина с Орбаном: что делать в противостоянии этих двух лагерей - у каждого своя роль, своя задача.
У Орбана - разрушить единство и солидарность ЕС, посеять недоверие к тому, что Европа может победить россию и вообще победить лагерь персоналистских режимов, и нужно о мире говорить и сотрудничать, а не поддерживать Украину.
Читайте: Что получит Путин от Китая: два главных вопроса
У Москвы, скорее всего, ключевая задача – передать какие-то месседжи США как подморозить войну, потому что россия просто не может справиться. Это главная задача путина, с этим он и приехал.
Риски для Украины
Главный риск – это замороженная война, когда нас будут сажать за стол переговоров. Когда Си Цзиньпин поедет встречать с Байденом и они будут договариваться: "давайте прекратим все эти вещи и будем говорить о возобновлении глобальной торговли, потому что все просело". Это первый момент.
Второй момент – то, что без нас будут определять судьбу и наше продвижение в направлении НАТО. Это 100%. Потому что Китай, выходя со своей мирной инициативой "12 шагов", говорил, что надо отказаться от ментальности холодной войны. Здесь он имел в виду блок НАТО. Причем ключевой элемент – это непринятие Украины в НАТО, чтобы мы оставались внеблоковым государством, как настаивает путин.
А нас сейчас, как показала война, только зонтик НАТО может спасти – решить нашу безопасность. Или тогда второй вариант – ядерное оружие. Если нас не берут в НАТО, то чтобы сбалансировать силы с ядерной россией, чтобы она не думала во второй раз прийти повоевать в Украине. Либо НАТО, либо ядерное орудие. Об этом и будут говорить Си и Байден.
Ось зла 2.0
Китай пытается реализовать собственные интересы, что можно сделать в частности через ослабление противника. А Китаю сейчас нужно время для восстановления экономики, чтобы реализовать свой экономический потенциал в политический. Поэтому Китаю нужно время "спокойствия" и возобновления торговли, в частности, логистических маршрутов с Европой. Поэтому Китай пытается держаться отдаленно всех этих мирных переговоров по Украине. Но персоналистические режимы разрушают статус-кво, чтобы усадить США за стол переговоров и договариваться о перераспределении сфер влияния.
А вот неопределенная позиция Вашингтона относительно будущего россии – будет ли она проигрывать либо же будут с ней договариваться – дала возможность персоналистическому лагерю оправиться и перейти в наступление – и они "зажгли" Ближний Восток. Следующий шаг - они могут "поджечь" Балканы или спровоцировать КНДР какими-то ядерными испытаниями или ракетами. У них есть инструментарий, чтобы сломать статус-кво безопасности и заставить Запад садиться с ними и договариваться.
К примеру, "Талибан" может помочь китайскому проекту "Один пояс, один путь". Есть инициатива западных стран: товары из Индии через Ближний Восток идут в Европу – а это альтернативный путь китайскому. И здесь "Талибан" - инструмент Пакистана, который зависит от Китая. А у Китая с Индией проблемные отношения. А дальше делайте выводы сами, как могут быть использованы "Талибан", Пакистан и россия на Ближнем Востоке, через который прокладывает логистические маршруты Индия. А если там пылает, как же пойдут товары? Растут риски безопасности, а значит - коридор может не состояться, а коридор из Китая в Европу может работать. Соответственно, из Индии в Европу товары не будут доставляться.
Это базовые экономические вещи, являющиеся базой политики и уже потом - геополитики. Если вы разрушаете базу – экономическое сотрудничество – то без нее сложно найти сторонников и построить какие-то альянсы.
Читайте: Путин приехал в Китай, как слуга хозяину: что удалось выпросить диктатору