Промежуточные выборы в Конгресс США завершились умеренным успехом для Демократической партии США - демократам удалось завоевать большинство в Палате представителей, которую они не контролировали с 2011 года, но республиканцы оставили за собой Сенат. О том, какие последствия это будет иметь для внешней и внутренней политики США, "Апостроф" спросил Сергея Галаку, специалиста-американиста и профессора Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко.
Выборы в США завершились боевой ничьей. Демократы надеялись, может, и на большее - они хотели получить больше губернаторских должностей, возможно, контроль над Сенатом. Но пока что им удалось сделать серьезный шаг к ограничению возможностей Трампа во внутренней и внешней политике - взять контроль над нижней палатой, Палатой представителей, где переизбирались все 435 конгрессменов. Это означает, что демократы будут контролировать все основные комитеты - комитет по вооруженным силам, комитет по разведке, комитет по юридическим делам и ключевой комитет по бюджету.
Вся повестка дня Трампа будет натыкаться на сопротивление. Кроме того, точно будут создавать дополнительные комиссии по расследованию тех или иных нарушений - явных, вероятных или условных. Трампу будет очень некомфортно, ведь его самого или его окружение смогут приглашать не только специальный прокурор США Роберт Мюллер, но даже - на слушания в комиссии Конгресса, расследовать какие-то финансовые дела его семьи. Или заставить Трампа наконец предоставить декларацию о доходах за последние годы. То есть у Трампа появляется очень серьезная проблема во внутренней политике, которая повлияет и на внешнюю.
В случае с внешней - прежде всего речь идет о финансовых рычагах. Так, у Трампа остаются свои козыри: во-первых, сама исполнительная власть, во-вторых, верхняя палата, Сенат, которая утверждает все назначения - и послов, и министров. Кроме того, остается Верховный суд, который, после введения туда двух консервативных прореспубликанских судей, будет явно симпатизировать Трампу. У Трампа всегда будет этот козырь. Верховный суд США - довольно особый орган. Он не просто рассматривает дела, по примеру которых затем рассматривают другие дела, - он трактует решения президента или закон, принятый Конгрессом на предмет соответствия Конституции. С точки зрения механизмов сдерживания, это достаточно эффективная система.
Читайте также: "Крестовый поход" Трампа продолжается: сможет ли мир выжить без США
Поэтому теперь можно говорить, что импичмент Трампа, о котором говорили перед выборами, маловероятен. Однако демократам это и не очень нужно. Как сказала Нэнси Пелоси, которая, вероятно, станет спикером нижней палаты, импичмент не является для Демократической партии приоритетом. А вот борьба за всевозможные проблемы внутренней повестки дня - как то здравоохранение или образование, и проблемы, связанные с внешней политикой, явно будут предметом обсуждения и столкновений с помощью Палаты представителей. Это свяжет Трампу руки и создаст новые проблемы, в значительной мере похоронив его инициативы во внешней политике.
Более вероятным, чем импичмент является то, что будут попытки заставить Трампа сделать какие-то шаги: самоустраниться или уйти в отставку. Если на него "накопают" что-то серьезное. Вскоре, вероятно, опубликуют доклад комиссии Мюллера, и, если там есть показания против Трампа или его ближайшего окружения (а такие вещи уже попали в прессу), для президента возникнет проблема, что делать дальше. Во-первых, он тогда вряд ли будет выдвигаться на выборах в 2020 году. Во-вторых, на каком-то этапе его могут поставить перед выбором - или-или.
Сейчас все процессы в США ускорятся, и мы очень быстро увидим какое-то новое, интересное развитие событий. Мюллер достаточно эффективно поработал, если делать выводы на основе информации о помощниках Трампа: трое или четверо уже согласились на сотрудничество со следствием. Это у них называется They are singing - "Они поют", то есть дают показания. Думаю, Трамп этого очень боится.
Однако, вряд ли это все что-то радикально меняет для Украины. Вспомним, как голосовали в Сенате, где у республиканцев большинство, за закон о санкциях против России - 98 голосов против 2. У Трампа даже не было мысли о вето. Настроение американского истеблишмента относительно возможного вмешательства России в выборы, противодействия России и, о чем меньше говорят, противодействия Китая - очень серьезное. Не думаю, что в этом плане что-то радикально изменится.