RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мир

Удастся ли Европе потушить "греческий огонь"

Правительство Греции готово принять многие требования кредиторов

Правительство Греции готово принять многие требования кредиторов На саммите в Брюсселе лидеры стран Евросоюза обсудят результаты греческого референдума Фото: flickr/Daniel Nide

В воскресенье в Брюсселе состоится внеплановый саммит 28 стран Евросоюза, посвященный последствиям прошедшего 5 июля в Греции референдума. Как известно, на референдуме греки сказали "нет" программе жесткой экономии, предложенной международными кредиторами. Это ставит под угрозу пребывания Греции в Евросоюзе. Но многие европейские политики приветствуют результаты плебисцита в Греции, считая его торжеством демократии. По их мнению, "еврократы" шантажировали Грецию угрозой дефолта, вынуждая ее принять финансовые условия кредиторов. Тем временем в субботу греческий парламент все же выразил готовность уступить многим финансовым требованиям ЕС, вызвав протесты на улицах Афин. "Апостроф" выяснил, какие настроения царят в Европе и в самой Греции перед окончательным решением "греческого вопроса".

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас, реагируя на результаты референдума, который состоялся 5 июля в Греции, заявил, что его соотечественники сделали "исторический и смелый выбор". Как известно, около 61 % греков сказали "нет" предложениям кредиторов по поводу обслуживания долгов страны и введения режима жесткой экономии. Решение греков повергло в шок многих политиков Евросоюза, поскольку могло означать выход Греции из Евросоюза.

Так, Мартин Шульц, президент Европейского парламента, после голосования только и смог из себя выдавить: "Мы находимся в очень сложной ситуации... Теперь это дело греческого правительства — вносить предложения, так чтобы это (результаты референдума, — "Апостроф") можно было эффективно пересмотреть". Шульц добавил, что Греция должна, возможно, получить гуманитарную помощь, так как пенсионеры и дети "не должны платить цену" за ту ситуацию, в которой Греция пребывает в настоящее время.

Европейская комиссия представила мрачную картину вероятного политического и финансового решения вопроса. Еврокомиссар Валдис Домбровскис дал понять, что референдум не был "ни фактически, ни юридически правильным", так как греки голосовали по предложениям, которые не были официально одобрены Еврогруппой министров финансов и программой помощи. “Результат "нет", к сожалению, увеличивает разрыв между Грецией и другими странами еврозоны. Будет очень немного победителей в этой ситуации", — сказал Домбровскис. Он также сообщил, что "место Греции — в Европе", но программа по спасению страны из кризиса, которая предлагалась еще во вторник 30 июня, "не будет успешно завершена".

Министр финансов Словакии Петер Казимир написал: "Отказ от реформ по Греции не означает, что теперь им будет проще получить деньги". Глава Еврогруппы Ёрун Дейссельблум, в свою очередь, отметил, что результат референдума является "очень прискорбным для будущего Греции". Для перезапуска переговоров с Афинами потребуется официальное одобрение министров финансов еврозоны. А по словам премьер-министра Польши Эвы Koпач, "если эти результаты будут утверждены, то есть только один путь для Греции — покинуть еврозону".

Результаты референдума ухудшили отношения Греции с Германией. Так, вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль заявил Ципрасу, что "снесены последние мосты, по которым Греция и Европа могут прийти к компромиссу ". В первом противостоянии с правительством Ципраса в феврале еврозона согласилась дать Афинам больше времени для того, чтобы обсудить вопрос предоставления финансовой помощи. Берлин верил тогда, что может заставить Ципраса подчиниться, используя угрозу дефолта. Но эта стратегия не сработала. Источникам "Апострофа" также стало известно, что вечером 6 июля Ангела Меркель и Франсуа Олланд встретились для того, чтобы обсудить ситуацию. С тех пор, как левая партия "Сириза" пришла к власти на январских выборах в Греции, Берлину еще удавалось настаивать на том, чтобы Афины придерживались своих обязательств. Но после референдума в воскресенье и подавляющего греческого отказа от требований кредиторов, позиция Меркель стала намного жестче.

Если Германия придерживается утверждения, что Греция должна соблюдать правовые нормы еврозоны, то Франция в последние несколько дней стала самым влиятельным другом Афин, употребляя более мягкую риторику. Так, французский министр финансов Мишель Сапан сказал, что его правительство готово рассмотреть облегчение долгового бремени. Олланд находится под все возрастающим давлением со стороны левых критиков во Франции. Они атаковали его за предполагаемую пассивность в греческом вопросе, после чего Олланд вынужден был объяснять им, что он на самом деле выступает в качестве посредника между Афинами и Берлином.

Однако не все политики в Европе согласны с мнением "еврократов". Так, крайне левые и крайне правые европейские партии приветствовали греческое "Οχί" ("Нет"), причем крайне правые использовали его, чтобы еще раз обратить внимание на слабую институциональную силу ЕС. Ведь правительства многих стран Южной Европы сталкиваются с такими же проблемами, как Греция, начиная с высокого уровня безработицы и заканчивая старением населения.

Например, министр экономики Испании Луис де Гиндос сказал, что Мадрид готов рассмотреть третью по счету помощь Греции: "Я не рассматриваю никаким образом, что Греция покинет еврозону". А Пабло Иглесиас, член партии Podemos в Испании, заявил в Twitter: "Греческие братья говорят финансовым диктаторам, что нельзя играть с демократией и достоинством": "Демократия выиграла в Греции".

Габи Циммер, президент крайне левой группы в Европейском парламенте, в своем заявлении также атаковала "правящие элиты ЕС", указывая на "беспрецедентную кампанию запугивания" против греческих избирателей. Ее главная идея состоит в том, что ЕС должен предоставить Греции облегчение долгового бремени из "политических" соображений, для того, чтобы сохранить Евросоюз. "Греки говорят “да” европейской интеграции и “да” европейской демократии", — написала она.

Со своей стороны, Марин Ле Пен, лидер крайне правой партии "Национальный Фронт" во Франции, приветствовала "красивый урок демократии в Греции". Но в отличие от Габи Циммер, Ле Пен сказала, что он означает "провал" евро. Она призвала лидеров ЕС сесть "за стол переговоров, подвести итоги ... и организовать роспуск единой валюты". Она также заявила, что ЕС является своего рода "сектой", которая "промывает мозги" людям и сравнила еврозону с "Европейским Советским Союзом". Флориан Филиппот, один из ее старших помощников также отметил, что греческое "нет" означает запуск "адской машины" в ЕС, и "является необратимым".

Герт Вилдерс, лидер голландской анти-иммигрантской партии PVV, написал, что Нидерланды выйдут из зоны евро после Греции. Его британский коллега, Найджел Фэредж, лидер анти-иммигрантской партии UKIP, пошел еще дальше, сказав, что греческое "нет" означает, что "проект ЕС сейчас умирает".

"Отличились" и российские политики. Так, Алексей Лихачев, заместитель министра экономики России, присоединился к Ле Пен и Фаражу, заявив, что Греция "сделала шаг в сторону, оставив еврозону". Кроме того, Ципрас в понедельник позвонил Владимиру Путину, чтобы обсудить "ряд вопросов, касающихся дальнейшего развития двустороннего сотрудничества". В заявлении ТАСС сказано, что "Путин выразил поддержку греческого народа в преодолении нынешних трудностей в стране". Немецкие СМИ сообщили, что канцлер Ангела Меркель обеспокоена тем, что Греция может обратиться к другим партнерам за пределами НАТО и ЕС, очевидно, имея в виду Россию.

Правительство Великобритании продолжает внимательно следить за ситуацией, занимая, по большей части, нейтральную позицию. Премьер-министр Дэвид Кэмерон уже провел совещание по вопросам планирования на случай непредвиденных обстоятельств для защиты британской экономики и финансовой системы. Министр финансов этой страны, Джордж Осборн, уже заявил, что референдум является выбором греческого народа о том, покидает ли их страна еврозону, и что Великобритания уважает демократическое право греков решать будущее своей страны. Однако Великобритания также уважает право еврозоны установить условия членства. Эта безжалостная логика интеграции является одной из причин, почему Великобритания не присоединились к евро. "И мы не хотим этого в будущем", — сказал Осборн.

Пока европейские политики обсуждают последствия волеизъявления греческого народа, руководители этой страны, решили все же не ссориться с Европой. В ночь на субботу парламентарии одобрили план правительства Алексиса Ципраса, состоящий в том, чтобы не допустить краха экономики и выхода страны из Еврозоны. Афины предлагают ряд реформ, в том числе и пенсионную, а в обмен просят помощь свыше 53 млрд евро до конца 2018 года. Среди прочего, Афины готовы поднять налоги для судоходных компаний, приватизировать порты и отменить налоговые послабления жителям греческих островов. Будет пересмотрена и пенсионная реформа. Все эти предложения должны были рассматриваться 12 июля — во многом они удовлетворяют требования кредиторов, нивелируя результаты референдума.

Не все согласны с этим решением. Часть депутатов партии "Сириза" не поддержали готовящуюся сделку. Кроме того, около 8 тысяч человек вышли на улицы Афин, протестуя против соглашения с Евросоюзом и требуя уважать волеизъявление на референдуме.

Впрочем, в первой половине дня воскресенья стало известно, о переносе чрезвычайного саммита ЕС. При этом заседание лидеров стран еврозоны состоится в соответствии с планом. "Я отменил саммит ЕС, запланированный на сегодня. Саммит еврозоны начнется в 16:00 и продлится до тех пор, пока мы не завершим переговоры относительно Греции", - написал в Twitter президент Европейского совета Дональд Туск.

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат