Выборы в Италии не принесли значительных сюрпризов с точки зрения результатов голосования, но неожиданными еще могут оказаться итоги коалиционных переговоров. Сейчас никто не скажет точно, кто получит право сформировать правительство: каждый вариант более или менее вероятен, более или менее позитивен для Италии, ЕС и Украины. Пожалуй, худший из них – это новые парламентские выборы. Хотя каждый из сценариев сложно назвать перспективным из-за увеличения влияния праворадикалов, евроскептиков и пророссийских сил в одной из крупнейших экономик ЕС, катастрофических последствий для Украины ожидать также не стоит: как среди группы лидеров, так и внутри Италии достаточно сдержек и противовесов. Чего же ждать от нового итальянского парламента, выяснял "Апостроф".
Когда евроскептики получают больше половины мест в парламенте одной из пяти крупнейших экономик ЕС, это не назовешь заурядным событием. Результаты парламентских выборов в Италии не удивили, но от этого они не становятся менее угрожающими. Победителем стала популистская партия "Движение 5 звезд" (M5S), которая позиционирует себя как антисистемная – в Палате депутатов она получила 32,66% голосов. Социологи и раньше отдавали победу этой партии, однако результат оказался даже лучше, чем прогнозировали.
Но не "Движение 5 звезд", скорее всего, сформирует правительство. Премьером, как прогнозируют, может стать кандидат от "Вперед, Италия" (Forza Italia), блока скандального ветерана итальянской политики Сильвио Берлускони. Политсила трижды бывшего премьер-министра Италии получила 14,01%. Сам Берлускони не сможет войти в состав парламента, возглавить правительство или занять любую другую государственную должность: до 2019 года действует соответствующий запрет из-за судимости по делу мошенничества его холдинга Mediaset. Однако политик наверняка будет влиять на кадровую политику партии.
В коалицию с Forza Italia может войти правопопулистская "Лига Севера" (Lega Nord), за которую проголосовали 17,37%. Ее возглавляет Маттео Сальвини. Эти две партии и еще две политические силы, которые вместе набрали менее шести процентов, шли на выборы как правоцентристский блок, хотя та же "Лига Севера" на самом деле является праворадикальной.
Демократическая партия Италии, которая несколько лет возглавляла правительство, набрала 18,72% и заняла второе место. Пару процентов блоку левоцентристов добавила партия "Европа+", которую возглавляет экс-еврокомиссар Эмма Бонино. Еще три партии этого блока получили по полпроцента каждая.
Итак, три политические силы или группы набрали соизмеримое количество голосов: речь о правоцентристах, левоцентристах и победителе выборов M5S. Все партии продемонстрировали почти идентичные результаты и на выборах в Сенат.
Традиционные итальянские партии – правоцентристы из "Вперед, Италия" и демократы-левоцентристы – на выборах провалились, потому что получили даже меньше прогнозируемого. Зато поддержка антисистемных популистов и радикалов возрастает.
Кандидат исторических наук и ассоциированный эксперт-исследователь внешней политики Италии в Совете внешней политики "Украинская призма" Виктория Вдовиченко объясняет это тем, что итальянцам надоели старые партии и перетекание старых в новые без изменения подходов. Отсюда и такое большое количество голосов за "Движение 5 звезд".
"Итальянцы хотят видеть новые лица в политике, и социальные, экономические и миграционные вызовы, то есть вопросы безопасности, оказали услугу популистам, что те стали такими популярными. Кроме того, уровень молодежной безработицы в Италии составляет почти 40%. Отток кадров из Италии показывает, что итальянцы не видят изменений в своей стране. Это еще один риск, но, видимо, не в краткосрочной, а в среднесрочной перспективе. Сейчас у Италии есть большой государственный долг, который достигает 130% от ВВП. Но благодаря системе дотаций из Европейского центробанка Италия пока вышла из рецессии, и имеет определенные положительные макроэкономические показатели", - сказала она в комментарии "Апострофу".
Итальянское правительство и коалиция: много вариантов
Согласно результату выборов, состоявшихся 4 марта, в Италии сформируют новый состав обеих палат парламента. Впервые в Италии применили смешанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему, согласно которой по пропорциональному принципу выбрали представителей на две трети мест. За претендентов на 630 мест в Палате депутатов могли голосовать граждане в возрасте от 18 лет. За кандидатов в Сенат (315 мест) – только те, кому не менее 25 лет.
"Движение 5 звезд", "Лига Севера" и праворадикальные "Братья Италии" (4,4% в Палате депутатов) вместе составляют условную евроскептическую группу и будут иметь больше половины мест в парламенте. Однако не все так просто: их коалиция – лишь одна из возможных опций, причем не наиболее вероятная.
Спрогнозировать, как будет выглядеть правительство, пока невозможно. Даже сами итальянцы не смогут ответить на этот вопрос, отметила Виктория Вдовиченко. Во-первых, потому, что 23 марта уже должен заработать парламент нового созыва, а право формировать правительство должен предоставить президент Серджо Маттарелла. Во-вторых, ни одна политическая сила и ни один условный блок не получили 40% голосов, что является необходимым минимумом для формирования правительства. В-третьих, есть сразу несколько вариантов того, как могут сформировать правительство. И худший из них – это новые выборы.
"Это будет вариант, при котором президент Италии посчитает, что составу правительства, который ему предложат, нельзя доверить управление государством. И он будет говорить, что на осень могут быть назначены новые выборы", - сказала Вдовиченко "Апострофу".
Еще один вероятный сценарий – это возможное объединение правоцентристов с левоцентристами. "Насколько он вероятен, знают, наверное, только лидеры этих партий, которые, я думаю, кулуарно сейчас ведут огромные торги", - добавила она.
Невозможно, конечно, игнорировать "Движение 5 звезд" и его молодого и популярного лидера Луиджи Ди Майо. Однако в программных документах партии сказано, что она не может создавать союзы с другими политическими силами. Поэтому возможность их вхождения в коалицию – под большим вопросом.
Итальянский юрист Диего Доссена также отметил "Апострофу", что последствия выборов, по крайней мере, по формированию нового правительства, пока непонятны. Решать придется президенту Италии.
"Лидер "5 звезд" и стремящийся стать премьер-министром Луиджи Ди Майо отметил, что его партия готова говорить со всеми на политической сцене, хотя они всегда отказывались говорить с так называемыми старыми партиями. Действительно интересной является смена лидера в правоцентристской коалиции, которая стала более правой, поскольку Маттео Сальвини, лидер популистской и антиевропейской "Лиги", теперь утверждает, что имеет право возглавить будущее правительство, потому что его партия получила больше голосов, чем партия Сильвио Берлускони "Вперед, Италия", и это произошло впервые", - сказал он, добавив, что на этих выборах потерпела поражение Демократическая партия, получив худший результат в истории. Ее лидер Маттео Ренци заявил, что уйдет с поста председателя партии, как только заработает новое правительство.
Политолог-международник Евгений Ярошенко назвал два вероятных сценария: "Первый – это правоцентристская коалиция, которую сформируют Forza Italia и "Лига Севера", которые разделяют умеренный евроскептицизм и не ставят себе целью кардинальный пересмотр места Италии в Европейском Союзе. А второй сценарий – это досрочные выборы, если из-за разногласий и математического расклада по результатам этих выборов не удастся сформировать коалицию. Однако новые выборы, если и будут назначены, то вряд ли как-то помогут выйти из этого политического болота, в котором оказалась Италия".
"Идеологические разногласия между "Лигой Севера", Forza Italia, "Движением 5 звезд" и демократами – настолько велики, что их сотрудничество сложно представить. Тренд того, что партии готовы к торгам и переговорам, также можно было увидеть в заявлениях лидеров "Лиги Севера" и "Движения 5 звезд" месяц назад, когда они убрали из своих программных документов такие радикальные шаги, как выход из ЕС и Еврозоны. Политические силы прекрасно понимают, что лозунги лозунгами, но надо будет считаться и договариваться с другими политическими силами и партнерами по ЕС", - подчеркнула Виктория Вдовиченко.
Последствия для отношений Италии с ЕС и Украиной
Безусловно, эти выборы были очень важными для Европейского Союза. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ранее заявил, что ЕС должен быть готов к худшему сценарию, и его самого больше беспокоит результат итальянской гонки, чем решение социал-демократов относительно коалиционного соглашения с блоком ХДС/ХСС в Германии. 4 марта стало известно, что члены СДПГ поддержали такую коалицию. А это значит, что следом за немецким правительственным кризисом может начаться итальянский, с новыми выборами или без них.
Однако вряд ли назначение нового правительства изменит ситуацию, при которой официальный Рим не знает, как принимать непопулярные решения. МВФ считает, что правительству Италии придется повышать налоги и сокращать расходы из госбюджета. А этого, как отметила Виктория Вдовиченко, нет в предвыборной программе ни одной из партий, даже наоборот.
Все партии будут под сильным давлением избирателей, поэтому попытаются смягчить политику жесткой экономии, а это может негативно повлиять на обязательства страны перед кредиторами, в частности ЕЦБ, и, соответственно, на инвестиционный климат в стране, считает Евгений Ярошенко. Он подчеркнул, что долг Италии превышает 2% мирового ВВП.
"Новому правительству придется предстать перед дилеммой, как сохранить приверженность Германии, органов ЕС, других иностранных партнеров, продолжать придерживаться кредитных, фискальных и других обязательств, и, с другой стороны, не потерять поддержку избирателей. В зависимости от того, кто сформирует правительство, Италия будет более гибкой (если это Forza Italia), или менее гибкой, и тогда будет больше конфликтов, если каким-то чудом после досрочных выборов Луиджи Ди Майо, лидер "Движения 5 звезд", станет премьер-министром", - отметил Ярошенко.
Если же говорить о позиции Италии насчет Украины, России и санкций, то, по мнению эксперта, риски для Киева в случае прихода более пророссийских сил (а это M5S, Forza Italia и "Лига Севера") к власти могут возрасти, поскольку Италия – сильный политический игрок в ЕС и третья экономика Еврозоны. С другой стороны, и для представителей правящей Демократической партии вроде бывшего и действующего премьеров Маттео Ренци и Паоло Джентилони проблема войны в Украине до сих пор была второстепенной, поскольку правительство Италии интересует, в частности, возможность сотрудничества с Россией для урегулирования ситуации в Ливии, откуда в Италию постоянно идет поток мигрантов.
"Существует определенный риск, что Италия может стать лидером группы стран в ЕС, которые будут выступать за нормализацию отношений с Россией, со всеми далеко идущими последствиями для Украины", - отметил Ярошенко.
"Я до сих пор верю, что Италия – командный игрок, - рассуждает Виктория Вдовиченко о возможности шагов Италии навстречу Москве. - Если посмотреть в ретроспективу 1990-2000 годов, то Италия всегда пыталась объединиться с кем-то. Думаю, для Италии будет невозможно выстроить самостоятельную игру в контексте ЕС, без оглядки на госпожу Меркель и господина Макрона. Соответственно, наиболее вероятно, что треугольник Франция - Германия - Италия будет системой противовесов и сдержек в позиции ЕС".
С другой стороны, Украина не способна предложить Италии настолько привлекательные экономические проекты, как Россия. Однако этот фактор присутствует давно, популистская риторика о вреде санкционного режима для экономики Италии появилась не вчера и Сильвио Берлускони (известный своими дружескими отношениями с президентом РФ Владимиром Путиным. Кстати, в 2015 году Берлускони посетил аннексированный Крым, после чего ему был запрещен въезд в Украину, - "Апостроф") уже не раз был при власти. "Поэтому здесь возникает вопрос к украинским чиновникам: знают ли они, как в таких условиях работать с Италией", - подытожила Виктория Вдовиченко.