После отставки Лиз Трасс в Великобритании завершилась борьба за кресло премьер-министра. Было много надежд относительно возможного возвращения Бориса Джонсона, однако бывший премьер решил не выдвигать свою кандидатуру на должность лидера Консервативной партии. А после того, как лидер Палаты общин Пенни Мордонт сняла свою кандидатуру, единственным кандидатом остался экс-министр финансов Риши Сунак. Он и будет новым премьером. Изменится ли политика Великобритании, в частности, и в отношении Украины после завершения премьерской эпопеи - своем мнением в эфире Апостроф TV поделился эксперт Совета внешней политики "Украинская призма" АЛЕКСАНДР КРАЕВ.
Да, у Сунака сейчас самые большие шансы, он единственный, кто имеет 100 голосов парламентариев. Пока у него одна оппонентка - Пенни Мордонт, которая, очевидно, не добирает достаточно голосов. Поэтому ожидаем, что сегодня будет объявлено, что Сунак становится единоличным победителем.
Как это изменит политику Консервативной партии в целом? Очевидно, что начнется полноценная финансовая реформа. Потому что предыдущий опыт Сунака как министра финансов и на многих других министерских должностях - это то, что должно обеспечить адекватную финансовую и экономическую политику. Уже сегодня мы видим, как лондонская биржа положительно отреагировала на то, что Сунак, вероятно, станет следующим премьер-министром Британии.
Смотрите: Чарльз III посетил украинских беженцев в Шотландии: как прошла встреча
Если говорить о политике по отношению к Украине, то это не должно никак повлиять на наши долгосрочные взаимообязательства. Потому что, во-первых, условия нашего сотрудничества были прописаны в уже заключенных договоренностях, которые являются ненарушимыми с обеих сторон. Во-вторых, наша взаимопомощь и поддержка ВСУ со стороны британцев - это то, что прописано в их стратегии национальной безопасности. Это то, что соответствует их геополитическим планам согласно концепции "Глобальной Британии".
И, в конце концов, мы до сих пор имеем, условно говоря, общественную поддержку в Британии. То есть для каждого политика было бы очевидно, что поддержка Украины является еще и довольно выгодным политическим проектом. Поэтому кто бы ни был у власти и с каким парламентом - вообще не влияет на то, как Британия будет поддерживать Украину.
Еще добавлю один аргумент, который, очевидно, на это укажет: поддержка Украины - это единственная тема, в которой все консервативные группы влияния, все лейбористы, все соцдемократы, все "зеленые" и даже шотландские националисты едины. Пока там нет ни одного политика, который бы открыто заявил, что надо пересмотреть или изменить помощь Украине.
Единственное, чего нам стоит ожидать - какое-то время не будет так много медийной активности. То есть предыдущие пакеты помощи, графики тренировок - это все останется, но медийно Украина не будет на первых страницах. Причины здесь понятны, у британцев большое количество внутренних проблем, по которым, соответственно, Трасс и пришлось уйти с поста. Поэтому так или иначе, британцы в первую очередь займутся своими внутренними делами, но при этом никоим образом менять помощь Украине не собираются.
Почему Джонсон не выдвинул свою кандидатуру? Он понимает, что сейчас борьба за место с его позиции просто разрушит партию. Смотрите какая логика - премьера скандалиста меняет премьер-министр, который держится всего 44 дня, для того чтобы вновь вернулся премьер-министр скандалист? И это при том, что Консервативная партия на 33% отстает от лейбористов меньше чем за год до выборов. И это при том, что бывший премьер имел антирейтинг 65%, а сам Джонсон имеет в среднем антирейтинг 40%. Если бы он хотел до конца похоронить Консервативную партию, он должен был бы участвовать в гонке, ему стоило бы бороться. Но он опытный и прагматический политик, он играет стратегически. И эта сегодняшняя сдержанность может сыграть ему на руку в будущем.
Джонсон работал практически во всех ветвях власти, почти на всех исполнительных и законодательных должностях. Как политик, он все еще себя не исчерпал и в определенный момент действительно может вернуться в большую британскую политику. Но в то же время у него есть возможности и потенциал пойти в большую международную политику, скажем, быть главой крупной международной организации. Или, например, стать главой Фонда восстановления Украины, того самого, который у нас называют "план Маршалла" для Украины. Так или иначе, для Джонсона все двери открыты.
Вернуться в кресло премьера Джонсон может, но не в этом году. Необходимо дождаться выборов, и если случится что-то невероятное и консерваторы смогут в них победить, тогда мы вполне можем ждать возвращения Джонсона в кресло премьера или как минимум лидера партии. А в случае победы лейбористов, то уже как лидера оппозиции. В таких ролях он тоже сможет себя достаточно неплохо проявить.