На днях в сети появилось шокирующее видео, демонстрирующее, как в российском Сургуте воспитывают детей, заставляя их отрабатывать "марш-бросок", ползая в грязи на холоде. Столь необычный способ "патриотического воспитания" молодежи - лишь один из методов, присущих современной путинской пропаганде. В Кремле отлично усвоили аксиому тоталитарных времен - пропаганда особенно действенна, когда ее семена попадают в подготовленную почву. Потому-то и растут в этой стране, как грибы, молодежные организации всевозможного толка, объединенные главной целью — воспитать преданных сторонников Владимира Владимировича, готовых ради него на многое, если не на все. В одной из таких организаций — "Монолите" — сначала на отдыхе в летнем лагере, а затем в качестве инструктора в течение длительного времени находился журналист "Апострофа" Ярослав Жаренов.
Сегодня в РФ кроме больших партийных молодежных организаций, таких как "Молодая Гвардия Единой России", активно действуют организации поменьше, которые, впрочем, также продвигаются Кремлем. Например, на территории Курской области существуют более 20 таких молодежных организаций. Но флагманом молодежного движения в регионе считается спонсируемый Кремлем центр "Монолит", основанный еще в 1995 году.
Так получилось, что в 2009 году у меня появилась возможность в числе десятка активистов от Дворца юношеского творчества города Новоград-Волынский (Житомирская область) поехать на базу отдыха "Заря" в Курской области (Россия). Именно здесь организация "Монолит" реализовывала свои программы летнего детского отдыха. Поскольку до этого я, откровенно говоря, не часто попадал в детские лагеря, родители решили не упускать эту возможность и дали добро на эту поездку.
Справедливости ради отмечу, что "Монолит" предоставлял путевки на поездку для украинской делегации совершенно бесплатно, с условием, что власти Новограда отправят в нее действительно творчески одаренных детей.
Первые впечатления
Те, кого родители хоть раз отправляли в детский лагерь одного, наверняка помнят эти сомнения и чувство боязни перед неизвестным: "как я там буду один, как примут…". Так вот у меня эти сомнения тоже были, к тому же усиленные тем, что ехал я в чужую страну. "А вдруг из-за того, что я украинец, что-то пойдет не так?" — думал я тогда в 2009 году.
На перроне вокзала нас встретили представители "Монолита", определив нам места в автомобилях. Так получилось, что мне и еще двум ребятам посадочного места не хватило, и мы поехали в закрытой "ГАЗели" при выключенном свете, сидя на запасном колесе и держась за стенки машины. Впечатляющее начало, не правда ли?
Главная особенность летнего отдыха в "Монолите" состояла в том, что туда приезжали по большей мере уже готовые, слаженные коллективы, которые ежедневно готовили различные творческие мероприятия, исполняли задания по тематике дня. Каждый коллектив имел своего наставника — инструктора из педагогического отряда "Мастер".
Инструкторы в "Монолите" — без преувеличения профессионалы. Это были молодые люди, преимущественно студенты, которые ранее каким-то образом были связаны с "Монолитом" или же прошли подготовку в школе вожатого организации. Они умели практически все, чтобы обеспечить детям хороший отдых: петь, танцевать, шутить, импровизировать, рисовать, готовить творческие номера… Именно от таланта и мастерства инструктора во многом зависело то, насколько тебе понравится в "Монолите".
Тогда, в 2009 году, мне казалось, что "Монолит" — очень интернациональная организация. Там постоянно велась риторика, направленная на построение дружественных отношений между местными ребятишками и детьми-международниками, да и между странами вообще. Ежедневно утренняя линейка начиналась с исполнения гимнов не только России, но и других стран. Детям из-за рубежа вообще уделялось особое внимание. В качестве исключения нас даже возили с экскурсией в областной центр (сама база находилась в небольшой деревне примерно в
В этой же поездке я познакомился с руководителем "Монолита" — Александром Трубниковым, который на тот момент занимал должность депутата Курской городской думы и был активным деятелем местной "Единой России" (самая большая пропутинская партия). Позже, изучая более раннюю историю центра, я узнал, что "Монолит" активно сотрудничал с "Единой Россией" еще с 2006 года, о чем, собственно, и свидетельствовало множество партийных флагов ЕР и другой ее символики на базе. В 2012 году Трубников дослужился до должности руководителя областного исполкома партии "Единая России".
21-й день моей первой смены в "Монолите" пролетел, как один миг. Мне совершенно не хотелось уезжать домой из места, где удалось раскрыть себя с новой стороны — творческой. Поэтому, когда я в 2010 году получил повторное приглашение поехать на смену в "Монолит", тут же с удовольствием его принял. Причем во второй раз я ехал туда уже в ранге командира коллектива из Новограда-Волынского.
Быть командиром в "Монолите" оказалось делом непростым. Рабочие заседания командирских советов проводились после отбоя. Учитывая тот факт, что время отбоя зачастую затягивалось до 23:00, а то и до полуночи, спать детям-командирам на смене приходилось всего по нескольку часов. Не зря в центре шутили, что дети-командиры на смены приезжают работать, а не отдыхать. Ежедневной работой мне вторая смена и запомнилась. К тому же в 2010 году "Монолиту" исполнилось 15 лет, что стало причиной массовых торжеств, на которые приезжали гости самого разного толка — местные депутаты, главы районов, представители областного комитета по делам молодежи, выпускники "Монолита" и прочие.
Тогда же я начал подмечать, что для подготовки всех этих торжеств инструкторам приходилось не жалеть не только себя, но и детей. Для того, чтобы обеспечить красочную линейку с массовыми танцами и творческими выступлениями, репетиции иногда приходилось проводить в ночное время, прогон номеров — во время самого солнцепека. Причем перед педагогами и инструкторами ставилась весьма четкая задача: в номере должна быть хотя бы строчка про Путина или про "Единую Россию".
На отлично отработав смену в 2010 году командиром, я неожиданно получил предложение попробовать себя в качестве инструктора. Естественно, я согласился, не задумываясь, ведь инструкторы были для нас чем-то особенным. Можно даже сказать, что мы их боготворили.
Таким образом, с 2011 года педотряд "Мастер" впервые за последние несколько лет пополнился международной составляющей (всего в истории организации я стал 5-м международным инструктором), то есть мной. "Вот, этот инструктор у нас из братской Украины", — гордо показывали меня руководители гостям базы. Кроме педагогической деятельности, мне выпала еще и представительская роль. Трубников зачастую брал меня с собой на встречи с различными высокопоставленными персонами или в поездки на базы других детских лагерей. Действительно, на тот момент международным педагогом не мог похвастаться ни один из других профильных лагерей Курской области.
Ощущение того, что из меня сделали циркового медведя, пришло не сразу. Встречаясь с чиновниками из числа руководителей области, мне, на тот момент 18-летнему парню, казалось, что я делаю что-то важное для установления международных связей, международных контактов. Так я проработал до 2013 года, принимал участие даже в первой профильной смене "Монолита" совместно с "Молодой гвардией Единой России" (МГЕР). За все это время к себе я ощущал по большей мере дружеское отношение. Однажды даже возник скандал из-за того, что со сцены меня назвали "хохлом".
Деятельность "Монолита" не ограничивалась только организацией отдыха для детей. Так, активистов, в том числе и меня, неоднократно привлекали и к различного рода "добрым делам" — по сути, трудовым работам вне базы. Вроде бы все неплохо — молодое поколение пришло помочь ветерану или же отремонтировать детскую площадку, если бы не одно "но" — накидки и флаги "Единой России", которые были постоянным атрибутом всей этой "добровольческой миссии". Вспомнился забавный эпизод, когда меня вместе с несколькими ребятишками отправили к слепой бабушке. Несмотря на то, что старушка не увидела бы мою накидку, мне категорически запретили её снимать.
Флаг Крыма над "Монолитом"
Кроме украинцев, белорусов и россиян на базах "Монолита" с 2005 года отдыхали дети из Крыма. Да-да, именно так и подавалась эта информация руководством "Монолита" — крымчан специально выделяли из числа украинцев. Еще в первый мой приезд в 2009 году для меня весьма неожиданным стало то, что наряду с гимнами трех стран — РФ, Украины и Беларуси на утренней линейке включался также гимн Автономной республики, а на флагштоке вывешивался флаг Крыма. Трубников объяснял это тем, что хочет подчеркнуть "географические масштабы деятельности "Монолита".
Связь с Крымом действовала и в обратную сторону — еще с 2006 года руководители "Монолита" и представители педотряда "Мастер" после смен отправлялись в Крым на так называемый международный фестиваль "Мир детства". В действительности же это была награда для инструкторов поехать и "побухать" и отдохнуть на черноморском побережье, фестиваля как такового на самом деле не было.
Ветер перемен
В 2012-2013 годах я стал замечать, что "Монолит" все более политизируется. На смены к детям (возраст которых, к слову, был от 5 до 17 лет) начали приезжать всяческие "эксперты". Встречи с ними были обязательными и превратились в знакомые старшему поколению "политинформации", на которых рассказывали о правильности политики Владимира Путина, о том, как на Западе горят желанием уничтожить РФ. В 2013 году такие "эксперты" выступали чуть ли не через день.
Риторика этих "экспертов" становилась все более специфической. Помимо историй о "загнившем западе" и врагах-"пиндосах" нередко затрагивался вопрос непризнанных республик (Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия), обсуждалась тематика российско-грузинского конфликта 2008 года. Помню, как демонстрировались пропагандистские сюжеты об этих событиях. Напомню, это все рассказывалось и показывалось детям. Одновременно начинали проталкивать линию Путина #своихнебросаем.
Собственно говоря, после всех этих превращений "Монолита" я и прекратил с ним сотрудничество. Да, забыл добавить, перед уходом из "Монолита" мой вклад в его деятельность даже решили особо отметить: я был награжден медалью комитета по делам молодежи и туризма Курской области "Добровольческая миссия" за "особый личный вклад в развитие молодежных инициатив области". Примечательно, что этой медалью ранее награждали только граждан РФ.
Новая эра
Оставив организацию, я не перестал следить за ее деятельностью, ведь все же отдал ей несколько лет юности. За последние 2-3 года организация кардинально изменилась. Можно сказать, что это стал совсем другой "Монолит". Всё чаще активистов организации начали привлекать к участию в разного рода митингах и политических акциях, в том числе в поддержку аннексии Крыма Россией и сепаратистов на Донбассе. Тут в бой пошли также соцсети. Сам же руководитель организации, который неоднократно высказывался в духе "Путин — наше все", стал призывать детей (!) влиять на выбор своих родителей, будь то поддержка пропутинского мэра города или таких же кандидатов в депутаты Госдумы.
В целях демонстрации поддержки курса нового "Монолита" со стороны партии "Единая Россия" и местных властей в 2015 году на несколько часов на одну их баз Центра приезжал даже губернатор Курской области Александр Михайлов. К приезду, как водится в таких случаях, на базе быстро залатали дырки в асфальте, присыпав свежеуложенное дорожное полотно пылью, дабы не привлекать внимание главы области.
Кардинально изменилось и отношение к Украине и украинским детям. Перемены начались со времен Майдана. В официальной группе "Монолита" в FB начали появляться репосты сообщений из пабликов "Антимайдан", "Мы — за Путина", "Путин — наш президент" и т.д., которые имели явно антиукраинское содержание.
Для меня показателем необратимости процессов в "Монолите" стал 2014 год, когда на одном из мероприятий был продемонстрирован весьма показательный номер в духе "горячей любви к Украине", который касался Майдана.
В 2015 году на базах "Монолита" начали отдыхать дети из оккупированных территорий Донбасса. Все бы ничего, но приезд детей из так называемых "ЛНР/ДНР" руководство организации использовало не для того, чтобы помочь этим детям, а для того, чтобы вбить клин между ними, украинскими детьми, и Украиной в целом. Факт их приезда использовали в целях пророссийской пропаганды — с молодежной организацией так называемой "ЛНР" демонстративно был подписан договор о сотрудничестве. Естественно, не обошлось без сюжетов на местном ТВ, на которых дети из подконтрольных боевикам территорий рассказывали, какая плохая Украина и как им хорошо в России.
Еще один важный момент: если раньше у детей и инструкторов в "Монолите" пытались развивать творческое начало, побуждали к самостоятельному мышлению и анализу событий, то в последние пару лет были введены жесткие ограничения - есть четкая линия руководства организации, она же линия партии "Единая Россия", она же линия Путина, с которой спорить нельзя. Это отчетливо заметно на примере социальных сетей.
Участников "Монолита" учат, что важно не отстаивание собственной позиции, а мнение руководства. Как в советские времена превозносили Сталина, так сегодня в головы детям вбивают — "вождь всех победит", "Путин превыше всего" и прочие прелести современной российской пропаганды. Руководители организации и даже инструкторы превратились в "мини-Киселевых", а из их уст звучат, в том числе, антиукраинские месседжи.
И очевидно, что подобных организаций на всей территории РФ есть множество. Некоторые, как и "Монолит", были переформатированы для использования в качестве рупора кремлевской пропаганды среди детей. Стоит ли удивляться, что сегодня россияне находятся полностью в плену у пропаганды? Ведь ее зерна попадают в благодатную почву, которую готовят еще с детства.