Евросоюз имеет серьезные рычаги влияния на Кремль, но будет использовать их в случае новой большой авантюры Владимира Путина. У Кремля же нет возможностей для резких действий в ответ. Такое мнение высказал в интервью "Апострофу" ассоциированный старший научный сотрудник в брюссельском Центре по изучению европейской политики и бывший посол Евросоюза в Москве МАЙКЛ ЭМЕРСОН.
О санкциях против России
Санкции против России могут быть усилены, если Путин примет решение о новой большой авантюре. Что я имею в виду под "новой большой авантюрой"? История с [Сергеем] Скрипалем действительно очень грязная, но на самом деле не такая значительная.
Если бы такая новая большая авантюра была, могло бы быть принято решение о чем-то вроде прекращения действия финансовой системы переводов SWIFT для российских финансовых учреждений.
Главному офису SWIFT можно было бы дать указание блокировать операции в России. Но сейчас это не на повестке дня. Если точнее, сейчас статус-кво отношений на низком уровне.
Ответ Москвы
Каких ждать действий РФ в ответ? Я не думаю, что они могут сделать много. Они не захотят прекратить поставлять газ в Европу, потому что им больше нужно его нам продавать, чем нам – импортировать из России. Поскольку теперь есть другие источники поставок газа, включая СПГ из США или еще откуда-то. Нефть можно покупать где угодно на мировых рынках.
Читайте также: Россию будут душить медленно, война закончится не раньше 2030 года
В то же время российская сторона может усилить контрсанкции: сейчас они блокируют импорт европейской сельскохозяйственной продукции, но не легковых автомобилей, оборудования и так далее. Поэтому если отношения продолжают ухудшаться, они могут наложить санкции на экспорт из ЕС и смогут получать автомобили и большинство товаров из Японии, Южной Кореи и Китая.
О решении конфликта на Донбассе
Что касается возможностей Европы повлиять на ситуацию с Донбассом, то отмечу следующее: если бы в России произошла экономическая либерализация и реформы, а также определенная внешняя либерализация, поскольку сейчас Россия очень протекционистская, если бы это был их выбор ради улучшения макроэкономической ситуации, то чтобы получить настоящий прогресс, надо было бы заняться и переговорами относительно Соглашения о свободной торговле с ЕС, которые, конечно, будут включать и Евразийский экономический союз, а не только Россию. Если бы так развивались события, это вернуло бы Кремль к вопросу Донбасса.
Полный текст интервью с Майклом Эмерсоном читайте на "Апострофе" в ближайшие дни.