Отношение лидеров стран-участниц ШОС к президенту россии владимиру путину на саммите организации в Самарканде, показало, что глава Кремля потерял свое влияние и авторитет на международной арене. Этот факт и заставил путина использовать свой последний шанс – провести референдумы на оккупированных территориях в Украине, принять их в состав рф и всерьез отдать приказ о ядерном ударе по украинским территориям. Но использование ядерного оружия приведет к разрушительным процессам, а сам путин может лишиться власти еще до оглашения результатов референдума.
Решится ли путин на ядерный удар и каким будет ответ Запада - в эфире программы "Руно. Война" на Апостроф TV рассказал политтехнолог и писатель МИХАИЛ ШЕЙТЕЛЬМАН.
– Можно ли сказать, что чередой заявлений о проведении референдумов на оккупированных территориях путин всех "переиграл"?
– Да, он как всегда действует ситуативно. Съездил на саммит ШОС и понял все, что с ним произошло. Вот мы целую неделю издевались над путиным, наблюдая, как на встречу с ним опаздывает четыре разных президента, мы видели, как индийский лидер объясняет ему, что воевать сейчас не модно. Мы видели, как председатель КНР провозгласил, что Казахстан теперь под "крышей" Китая и фактически распустил ОДКБ. Мы видели, как Эрдоган заявляет, что Азербайджан – это теперь часть турецко-азербайджанского союза. И мы увидели интервью турецкого президента, в котором он сказал, что путин готов закончить войну, но ему придется отдать все, включая Крым.
Конечно, после всех этих безрадостных новостей, путин отдал приказ о принятии череды мер, которые предполагались: и референдумы проводите, и закон о мобилизации пишите, и, я предполагаю, что он еще объявит, – "готовьте ядерное оружие".
– Вам не кажется, что он как-то неправильно понял намек "закончить войну"?
– Нет. Эрдоган же сказал, что путин хочет как можно быстрее закончить войну. Мне кажется, это настоящие слова, которые Эрдоган не просто увидел в глазах путина, а которые прозвучали в процессе беседы.
Что это означает в переводе. У путина нет больше средств для долгой войны, он не может себе позволить вести ее годами. Не потому что у него не хватит солдат или еще чего-то, а потому что не хватит его власти. Мы же ведем военно-политический конфликт, и он потеряет власть, если война затянется.
Он уже потерпел два страшнейших поражения на украинском фронте. Первое, когда ВСУ разбили его войска под Киевом, а второе – когда это произошло под Харьковом. Третьего раза он может не выдержать, и он это понимает. Представьте, что будет, если ВСУ освободят Херсон? Что будет с путиным в Москве, среди его окружения, что будет творится среди российской элиты.
А он не готов терять власть, потому что с потерей власти он потеряет свою жизнь, убьют всех членов его семьи, поэтому он не готов и решил пойти ва-банк.
– Когда ВСУ успешно контратаковали в Харьковской области, пропагандисты явно не согласовали свои методички. Сначала они говорили, что они отлично перегруппировываются под Харьковом, а потом Скабеева рассказывала, как НАТО хорошо отработали. Что это было?
– Все, что объясняли эти пропагандисты - это были оборонительные действия. Ситуация прошла, надо что-то сказать. Путин молчал и про Харьков, и про наши удары по Крыму, а им надо было что-то говорить. У них и методичек не было, они ситуативно действовали.
Совсем другое дело – это планы военно-политического руководства россии. Они существуют, написаны и хранятся в соответствующих папочках. И вот есть, условно, план Б, который говорит следующее: мы проведем референдум и объявим эти территории частью рф, после чего заявим, что обороняем эти территории всем своим оружием, в том числе и ядерным. Если Украина будет продолжать наносить удары, мы можем сделать одно из двух – либо объявить мобилизацию, либо нанести ядерный удар. Вот это единственная развилка, которая сейчас существует, что из этого они выберут.
Я считаю, что они, по крайней мере, попытаются отдать приказ о нанесении ядерного удара. Я объясню почему. Мы говорим о том, когда, а не если освободят Херсон, и путин понимает, что вопрос только в "когда" и у него нет времени на мобилизацию. Чтобы ее провести, необходимо несколько месяцев, а за это время российская оборона в Херсоне упадет. А за этим может упасть власть путина. Он не готов отдавать Херсон, а защитить он его может только ядерным ударом.
– А он готов обменять свою жизнь на Херсон?
– А он не уверен, что это будет стоить ему жизни. Давайте так, когда 24 февраля он на нас нападал, он был совершенно уверен в своей победе и что Запад не будет нам помогать, да и не верил, что наша армия будет так хорошо биться. Но он ошибся в своих расчетах.
Сейчас, когда он, подчеркну, только планирует отдать приказ, я не говорю, что удар будет нанесен, потому что удар наносит армия, и большой вопрос, сможет ли она нанести этот удар. Но, из каких рассуждений исходит путин? Если получится ударить ядерной бомбой, а Запад не ответит, что это будет означать? Что путин выиграл войну.
– Вы действительно считаете этот вариант вероятным? Мне кажется, что после семи месяцев войны Запад достиг консенсуса в желании развалить этот режим.
– Все верно, эта концепция абсолютно утверждена Западом, и я с этим полностью согласен. Но концепция – дело теоретическое. А путин и война – дело практическое.
Я сейчас не говорю, что путин пугает и шантажирует. Нет, шантажом это было ранее, они же летом тоже говорили про референдум и защиту территории, тогда это было шантажом. Они поняли, что это не срабатывает. Сейчас они перешли к действиям, и они сейчас это все объявят - либо мобилизация, либо ядерный удар.
И вот представьте себя на месте Байдена: россия наносит тактический ядерный удар по нашим частям под Херсоном или на Луганском направлении, и в этот момент ему нужно отдавать приказ о ядерной бомбардировке рф. Это будет означать тотальную ядерную войну, которая закончится не обязательно уничтожением всего человечества, нет, но, по крайней мере гибелью, сотен миллионов людей. По другому ее не выиграть. Не обязательно, что погибнет хоть один американец, возможно придется уничтожить сто миллионов россиян, чтобы победить - это тоже весьма вероятно. Но тем не менее, это означает начать тотальную ядерную войну. И вот когда вопрос станет в практической плоскости, тут путин сомневается в решительности Байдена.
Однако на прошлой неделе Байден отвечал на вопрос про ядерное оружие и ядерный удар. И как он когда-то предрек нам эту войну, так и про ядерную войну он заговорил не на пустом месте. Он понимал, о чем речь, что это готовится сейчас в Кремле, и он очень точно сообщил, что будет делать. Первое – в ответ силами США будет нанесен ядерный удар, второе – удар будет симметричным. То есть в ответ на тактический ядерный удар весом в 5 килотонн по Украине, он не сбросит 10 мегатонн на Москву. Он сбросит 5 килотонн на российские военные части. На какие части? Он может сбросить на Новую Землю в россии, или на Кронштадт, или на российские войска в Крыму, на крымский мост. Но это не будет началом тотальной войны. Вот это обещание дал Байден. Выполнит ли он его, будем надеется, что выполнит.
– Мы надеемся, что и не будет повода его выполнять.
– Есть четыре направления, в случае которых можно не применять ядерное оружие. Вот мы представили себя на месте Байдена, а теперь представим себя на месте тех российских военных, которые должны совершить этот удар. И мы говорим о генералитете, эти люди точно понимают, что к чему ведет и какие последствия будут для них.
И тут выбор такой. Да, за это время российская армия себя запятнала так, что уже не отмыться, что российский офицер сегодня – это насильник, грабитель, убийца, но никак не спаситель, и это с ними останется навсегда. И у генерала есть первый сценарий – отказаться от применения ядерного оружия, фактически взбунтоваться, но тогда нужно убить сто человек, чтобы избавить россию от необходимости наносить ядерный удар. Я имею в виду всю эту властную верхушку.
А второй сценарий, нанести этот ядерный удар. Но что тогда? Я думаю, российский офицер прекрасно понимает, что стратегическую ядерную войну россия проиграет в одни ворота. Действительно погибнет сотни миллионов людей в мире. И вот что тогда будет с россией и русскими людьми? Представим, что ядерная война произошла, погибли не все, русские становятся изгоем по всему миру на сотни лет. Поэтому русский генерал должен понимать, что сейчас он уничтожает русский народ на корню. Русские станут народом-изгоем.
И вот у русского генерала будет выбор, либо с позором проиграть войну, либо уничтожить русский народ навсегда. И есть шанс, что русский генерал остановит войну и выберет поражение.
– Сейчас в сети россияне призывают путина бить по центрам принятия решений, бомбить Киев и Львов и тому подобное. Если путин все же объявит мобилизацию, диванным войскам в рф будет комфортно бежать на войну?
– Нет, им будет не комфортно. Но они подчинятся, потому что в россии построена большая тоталитарная система. Там только одной росгвардии 350 тысяч человек, которые будут заниматься принудительной мобилизацией. Плюс менты, ОМОН и другие. Поэтому все они пойдут на войну.
К чему приведет тотальная мобилизация? Тут ситуация тяжелая для нас, но даже тут мы победим. Но число жертв, которое сейчас исчисляется десятками тысяч с обеих сторон, возрастет до сотен тысяч. Поэтому война будет тяжелой, долгой и мы все равно победим, но ценой огромной крови и больших потерь.
– Но у нас гибнут лучшие, а со стороны россии путин просто утилизирует ширпотреб – насильников, убийц, мародеров и зеков.
– Это правда. В целом развитие человеческого потенциала в россии очень низкое. Это то, что случилось с россией в среднем, если не брать центры больших городов, а в среднем по россии. Я думаю, что если бы кто-то составил такой индекс, то в Украине человеческий капитал в расчете на человека выше. У нас люди гораздо более образованнее, трудолюбивее, успешнее.
Да, сегодня со стороны россии в Украине гибнет человеческий мусор, который за деньги подписался идти на войну. Но в случае мобилизации, это будет не так, потому что они будут забирать тех людей, которые имеют воинские специальности, которые обучались в университетах на военных кафедрах и так далее. То есть это не те, кто за деньги пошел убивать, грабить и насиловать. Это будут люди другого качества.
– Сегодня планируется выступление путина, чего ожидать?
– Путин не объявит мобилизацию, у него для этого пока нет повода. Можно провести параллель, как мы помним, 21 февраля они признали "ЛДНР", а 24 февраля пошли войной. Вот сегодня мы, грубо говоря, в аналоге 21 февраля, потому что референдумы еще не проведены и мобилизацию объявлять незачем. Когда они состоятся, потом Госдума утвердит присоединение этих территорий, вот тогда у них появится повод объявлять войну, оглашать мобилизацию, наносить ядерные удары и так далее. Поэтому у нас еще есть неделя на все про все.
– А как отреагирует на такие действия окружение путина? У них же есть семьи, дети, любовницы, они же тоже жить хотят.
– Как и было 24 февраля, они рассчитывают на победу. Они верят, что нанесут этот ядерный удар, а никто им не ответит, вот что они хотят.
В окружении есть разные мнения, я уверен в этом, и пока есть вполне реалистичная вероятность, что путин не останется главой рф в течении ближайшей недели. Мне кажется, даже какой-нибудь "повар" путина Пригожин может изменить политику этого государства. В плане того, чтобы заменить собой путина.
К сожалению, мы не можем на это полагаться, у нас нет данных. Но эти сценарии абсолютно реалистичны.
– А вот эти верные оруженосцы, например, Кадыров, может зайти?
– Конечно может. Кадыров, как и многие там, наверняка хотят стать президентом россии. Я не могу гадать, что у них в голове, каждый сделал свою ставку, и какая из них сыграет, мы не знаем.
Еще раз говорю, сегодня мы не дождемся решительного заявления путина, это будет через неделю, после всех этих референдумов и присоединений. Тогда мы услышим воинственную речь со всеми ультиматумами в наш адрес и в адрес западного мира, и вот тут мы вступим в решающую фазу.
– Вы замечаете, что события стали развиваться очень быстро? Еще недавно много экспертов говорили, что война будет еще до осени следующего года, а тут успешное наступление и деоккупация Харьковской области.
– События ускорились вчерашним утром. Если бы мы говорили с вами еще до новостей о референдумах, я бы сказал, что война будет длится еще пять-семь месяцев. И освобождение Харьковской области, это не ускоренное событие, все шло по плану. Освобождение территорий должно было идти постепенно. А потом мы бы договаривались со сменщиком путина, потому что он бы не выдержал этого всего. Вот такой был бы мой сценарий.
Все символически подготовлено к концу всей нашей драмы под названием распад российской империи, развал СССР. К сожалению, мы можем все пострадать во время этого, а может и нет. Может все закончится к нашему большому удовольствию. Как мы помним, 19 августа 1991 года Советский Союз фактически развалился без всяких кровавых драм.
– В законе о мобилизации в россии приняли, что за добровольную сдачу в плен будут наказывать сроком от 3 до 10 лет. Это же прекрасно.
– Я подозреваю, что многие там уже сдаются, это во-первых. Во-вторых, им нужно Херсон удержать. Я подозреваю, учитывая те сообщения, которые идут с Херсона, что там буквально все на волоске висит. Там уже русские военные ведут переговоры с украинской стороной и уже могли договорится о сдаче, поэтому срочно принимался такой закон.
– Россия считала себя неким гегемоном, а тут разваливается ОДКБ, неясна ситуация в Армении, с Украиной поражение, страны Балтии отвернулись, то есть путин потерял все?
– Да, и вчерашнее утро случилось именно по этой причине, потому что он потерял все. Он делает последнюю ставку, то, что сегодня сделал путин – это последний шанс из последних. Он не был готов исполнить это еще месяц назад, потому что у него были большие надежды, что Европа испугается газового шантажа, что мы испугаемся шантажа взрывом на АЭС, что Африка испугается шантажа зерном - но это не сработало. Даже просто шантаж ядерным оружием не сработал. Поэтому он проиграл все, и это его последняя ставка.
– Но даже если он ударит ядеркой по Украине, это не повысит его рейтинг.
– Если Запад не ответит, то это повысит его рейтинг. Если Запад ответит, то путина больше не будет интересовать никакой рейтинг, там уже не будет ни путина, ни россии.
Вот Володин как-то сказал: "Нет путина – нет россии". Вот ровно так это и произойдет.
– Есть непроверенная информация, что глава Центрального банка рф Эльвира Набиуллина попросилась в отставку, это показательно, на ваш взгляд? Потому что говорили, что человек она умный, на своем месте сидит.
– Так, а что она может сделать, она чем управляет? Рублями? А что такое рубли? Это деньги? Нет, это не деньги. Вот представьте себе, страна, к которой собираются присоединится новые территории, должна ощутить экономический рост. А сегодня московская биржа упала на 10% после сообщений о референдумах. К вам присоединяются новые территории, и вам станет хуже, а не лучше. Поэтому Набиуллина уже не важна совершенно.
Кстати, ее могут сделать президентом, но уже потом. Если совершится дворцовый переворот, она очень подходящая кандидатура, ее Запад примет, она даже не под санкциями, вроде бы. Им, в принципе, надо будет поставить человека, на которого согласится Запад. И они поставят такого человека. Понятно, что это будет не демократ, просто кого-то из их круга, которого примет Запад.