От кризисов к решениям: как украинский бизнес адаптируется к Telegram-вызовам и готово ли государство закрыть платформу
company news
В Киеве состоялась дискуссионная панель, организованная изданием Коммерсант украинский , на тему “TELEGRAM ВОЙНЫ в Украине: Как пережить кибербуллинг и сохранить компанию. История бизнеса и позиция государства” . Мероприятие объединило представителей бизнеса, государства и медиа для обсуждения проблем и вызовов, связанных с использованием Telegram как инструмента гибридной войны и кибербуллинга. В ходе обсуждения эксперты сосредоточились на:
- роли Telegram-каналов в распространении информации в условиях войны;
- угрозах анонимных информационных атак;
- стратегиях защиты бизнеса и позиции государства по регулированию платформы.
Как сохранить репутацию, избежать манипуляций и адаптироваться к современным информационным вызовам.
Во время первой Дискуссионной панели "Кибербуллинг - опыт бизнеса" Оксана Щербак , главная редактор Коммерсант украинский и модератор, подчеркнула, что Telegram стал ключевым инструментом информирования в условиях войны:
В первые месяцы войны Telegram-каналы выполняли очень полезную функцию, успокаивая нас и предоставляя актуальную информацию, опережая телевидение и радио. Но сегодня мы видим, что этот инструмент активно используется в гибридной войне, в частности россия, а также во внутренних корпоративных войнах”, – Оксана Щербак
По словам Щербак, отсутствие регулирования и ответственности в работе большинства Telegram-каналов влечет за собой многочисленные злоупотребления, требующие внимания как государства, так и бизнеса.
Журналистка “Детектор медиа” Юлия Лавришин констатировала, что Телеграмм является самой удобной платформой для потребления новостей, но в то же время ее главная проблема – это анонимность . По словам Лавришина, ключевой угрозой является использование анонимных телеграмм-каналов для информационных атак, которые могут быть использованы не только против бизнеса, но и для политической дезинформации, особенно накануне выборов.
"После войны есть риск, что российские спецслужбы начнут массово финансировать информационные атаки через Telegram-каналы, создавая угрозу демократическому процессу в Украине", - Юлия Лавришин
Александр Соколовский, основатель группы компаний «Текстиль-Контакт» , в свою очередь, поделился опытом борьбы с кибербулингом и "черным" пиаром.
“Telegram-каналы стали своеобразным медиа-бизнесом, где зарабатывают на черном пиаре, заказных публикациях или блоках. Мы столкнулись со случаями, когда нас атаковали, чтобы выбить из тендеров или дискредитировать перед партнерами. Это не только проблемы бизнеса, но и манипуляции общественным мнением”, – Александр Соколовский
Он также подчеркнул, что иногда информационная атака является первой волной перед действиями правоохранителей.
"Сначала идет информационная атака через Telegram, которая создает негативный образ, а потом уже появляются правоохранители или конкуренты, пытаясь нанести реальный ущерб бизнесу", - Александр Соколовский
Telegram стал ключевым источником информации для украинцев, но в то же время вызвал новые проблемы в сфере медиа и PR. Эксперты обсудили влияние этой платформы на информационное поле и стратегии адаптации.
Юлия Чудновец, PR-директор Группы компаний ЭПИЦЕНТР подчеркнула, что компании должны адаптироваться к быстрому распространению информации в телеграмме, где новости распространяются почти мгновенно.
“Если раньше у брендов было хотя бы два часа в реакцию, то сейчас даже двух минут нет. Но телеграмма-каналы изменили подход к информированию: это коротко, быстро и систематизировано”, – отметила Юлия Чудновец
Чудовец также разделила телеграмм-каналы на "белые" и "темные", отмечая необходимость сотрудничества с проверенными информационными ресурсами.
Позиция государства или почему Telegram-давление стало нормой
Во время второй дискуссионной панели "Позиция государства или почему Telegram-давление стало нормой" заместитель министра культуры и информационной политики Украины (2020 – октябрь 2024 г.), основатель Центра демократии и верховенства права Тарас Шевченко отметил, что телеграмм-каналы в Украине функционируют в нерегулируемая зона, что создает значительные вызовы для государства.
“В Украине почти невозможно следовать опыту европейских стран, ведь потребление новостей именно с телеграмм-каналов является уникальной ситуацией. У нас телеграмм – на первом месте по потреблению новостей, и эта сфера остается вне надлежащего регулирования, – подчеркнул Тарас Шевченко.
Также Тарас Шевченко акцентировал необходимость внедрения системы налогообложения для телеграмм-каналов, зарабатывающих на рекламе или другой коммерческой деятельности:
“Если телеграмм-канал продает рекламу, зарабатывает средства и платит работникам, это должно быть прозрачным бизнесом, уплачивающим налоги. Это базовое правило, которое государство должно отслеживать», – подчеркнул Тарас Шевченко .
Среди других важных аспектов обсуждения стал вопрос этики в телеграмм-пространстве. По мнению Шевченко, эта сфера недостаточно интегрирована в общее медиасообщество, из-за чего отсутствуют этические стандарты, обеспечивающие качество контента, резюмировал Шевченко.
Алена Матвеева, спикер Бюро экономической безопасности (БЭБ), подчеркнула проблему манипуляций, которые часто осуществляются через телеграмм-каналы . С одной стороны, спикер констатировала, что информация, опубликованная в телеграмм-каналах, после тщательной проверки, может быть основанием для открытия уголовных производств. С другой – важна своевременная коммуникация с общественностью, ведь распространение информации в телеграмм-каналах часто опережает официальные заявления:
“Мы еще не завершили обыск, а телеграммы уже распространяют информацию. В таких условиях правоохранительные органы вынуждены быстро реагировать и коммуникировать во избежание распространения ложных данных», – объяснила Алена Матвеева .
Партнер VB Partners, руководитель практики Sanctions и модератор панели Денис Шкваровский , поделился своим опытом как адвоката.
“К сожалению, если вы не работаете над своей репутацией, это сделает кто-то другой – конкуренты, государство или рейдеры. К примеру, в этом году наша компания стала объектом информационной атаки. Мы понимаем, что риск репутации может стать ключевым в защите как бизнеса, так и личных интересов клиентов. Поэтому призываю всех не медлить с развитием репутационной стратегии, а также быть готовыми к информационным вызовам”, – Денис Шкваровский
Народный депутат Украины, председатель Парламентской спецкомиссии по защите инвесторов Галина Янченко подняла вопрос: а нужно ли закрывать Telegram, чтобы избежать угроз? Парламентарша отметила, что не понимает тех, кто поднимает вопросы санкций и закрытия платформы в целом. Янченко уверена, что любая технология или инструмент может использоваться как во благо, так и во вред, в зависимости от намерений пользователей.
“До появления телеграмм-каналов были всякого рода “сливные бачки”, типа того же “Антикора”, просто раньше это был сайт, а теперь – телеграмм-канал. Если платформу запретить, появится другая история”, – Галина Янченко
Янченко резюмировала, борьба с самой платформой не решит проблему, а репутация и бренд компании может быть ключом к этому.
“Мое предложение – уделять больше внимания информационной безопасности, репутации и прозрачности источников информации. Это включает в себя развитие личного бренда, регулярное присутствие в соцсетях и активную коммуникацию”, – Галина Янченко
Молчать нельзя говорить
Во время третьей дискуссионной панели: "Молчать нельзя говорить" состоялась оживленная дискуссия по поводу стратегий защиты бизнеса от Telegram-кризис, и, в частности, кибербуллинга.
Елена Деревянко – со-founder и партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги, д-р экон. наук, профессор отметила следующее:
- Современный бизнес должен развивать стратегии репутационной защиты вперед, включая мониторинг, аналитику и кризисные планы.
- Telegram – это только канал, а не абсолютный источник кризисов.
- Ключевыми являются доверительные отношения со стейкхолдерами и избегание экономических потерь из-за репутационных рисков.
“Чтобы разрешать кризисы, не нужно концентрироваться именно на телеграмме. Репутационный риск становится опасным только при нарушении доверия и значительных экономических потерь”, – Елена Деревянко .
Директор по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации TERWIN и благотворительного фонда Руслана Шостака Елена Зубарева акцентировала внимание на путях разрешения кризисов и как на них реагировать.
- Telegram – мощный инструмент формирования кризисов, но их решение зависит от готовности компании реагировать.
- Правительство может вмешиваться, но главную роль играется команда и оперативность реакции бизнеса.
"Кризис может возникнуть на любом канале, но решающим является, как бизнес к этому готов", - Елена Зубарева
Соучредительница и креативный директор коммуникационного агентства Trembita PR Дарья Сухенко , в свою очередь, отметила важность реакции и источники кризисов.
- Источники кризисов делятся на естественные (внутренние проблемы) и искусственные (инициированные оппонентами).
- Telegram – только одна из площадок, используемых для атак.
- Важно понимать типы рисков, заранее выявлять слабые места и формировать стратегии коммуникации с клиентами.
"Недовольство клиентов в соцсетях может перерасти в лавину негатива, если вовремя не реагировать", - Дарья Сухенко