В Boston Consulting Group провели масштабное исследование основных трендов на автомобильном рынке и спрогнозировали, как он будет развиваться в ближайшие 15 лет.
Выяснял подробности AUTO-Consulting.
Так, в основном, к 2025 году почти половина всех проданных новых автомобилей будут электрическими или гибридными. Полный отказ от авто с ДВС станет происходить в 3 этапа в течение 10 лет: до 2023 года, до 2029 года и до 2035 года. Но, несмотря на это, и дизельные, и бензиновые автомобили к тому времени все равно останутся. По крайней мере на отдельных рынках.
На данный момент, в 2021 году, в странах ЕС действует программа "Зеленое соглашение по Европе", в целях которой достичь нулевого уровня выбросов от автомобилей к 2050 году. В США президент Джо Байден заявил, что уделяет особое внимание более строгим ограничениям выбросов выхлопных газов. Более 15 стран объявили о прекращении производства автомобилей с ДВС до 2035 года.
Как считают эксперты в прогнозе, главный шаг к таким достижениям - ускорение электрификации транспорта.
Электрификация
Boston Consulting Group прогнозирует, что в 2025 году почти половина - 47% всех легковых автомобилей, что продадут в мире будут полностью электрическими или гибридными. Особенно на полностью электрические транспортные средства переход состоится в ЕС и Китае быстрее, чем на других крупных рынках. А на таких больших развивающихся рынках, как Бразилия и Индия, электрификация будет происходить медленнее.
Основными движущими силами популяризации электромашин станут быстрое падение стоимости аккумуляторов, усиление государственного регулирования и внедрение новых моделей электромобилей.
Практически полный отказ от авто с ДВС произойдет в 3 этапа.
1-й этап отказа от ДВС
Ожидается, что к 2023 году автопроизводители выведут на рынок более 300 электрических и плагин-гибридных (PEV) моделей. Это предоставит потребителям гораздо больший выбор, чем сегодня. В 2023 году плагины, полные и неполные гибриды займут 25% мирового рынка легковых автомобилей; чистые электрокары (BEV) - будут претендовать на 7% рынка. За бензиновыми авто на мировом рынке останется 59%, за дизельными - 8%.
Главную роль на этом этапе будут играть регулирование норм вредных выбросов и стимулирование покупки электрокаров. В то же время, расширение производства и снижение стоимости аккумуляторов позволят большому количеству электромобилей достичь паритета с ДВС в совокупной пятилетней стоимости владения. Причем, даже без государственных стимулов.
2-й этап отказа от ДВС
К 2030 году аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторных батарей упадет до $75 за кВт-ч, а доля электромобилей (BEV) на мировом рынке возрастет до 28%. Переход на автомобили с нулевым уровнем выбросов будет наиболее заметным в Европе и Китае. Доля BEV здесь достигнет 43% и 40% соответственно.
В то же время, не исключено, что рост доли гибридов и плагин-гибридов PHEV может начать снижаться, по мере окончания срока действия государственных стимулов. Ожидается, что до 2030 года рыночная доля обычных ДВС упадет ниже 20%. За авто с бензиновыми ДВС останется 23%, с дизельными - 2%. В этот период начнут действовать первые значительные запреты на автомобили, работающие на ископаемом топливе.
3-й этап отказа от ДВС
В Boston Consulting Group считают, что к 2030 году внедрения электромобилей будет зависеть от предложения, а не от совокупной стоимости владения. В 2035 году глобальная доля BEV вырастет до 45%. В США она достигнет 54%, в Китае - 58%, в ЕС - 62%.
Ожидается, что лидерство на мировом рынке будет равномерно разделено между новыми игроками, занимающимися только электромобилями, и существующими автопроизводителями. Оно (лидерство) будет определяться тем, насколько хорошо компании управляют своими портфелями в регионах и расширяют свое производство, распространение и услуги.
Но даже в чистом 2035 году на мировом рынке в некоторых странах еще останется примерно 1% дизелей и 11% автомобилей с ДВС на бензине. В Boston Consulting Group прогнозируют, что в США в 2035-м дизелей не будет вообще, а бензиновых авто с ДВС останется 2%. В Китае - вообще может не остаться, ни бензиновых, ни дизельных авто. В странах ЕС авто с бензиновыми ДВС будет принадлежать 3%, с дизельными - 1%. То есть - остаток 1% дизелей и 11% бензиновых авто будут формировать Индия, Бразилия и, не исключено, что и Украина.
Условия для реализации этих этапов
1) Правительствам во всем мире необходимо будет ужесточить правила и стимулы.
2) Необходимо будет еще приблизить текущие сроки запрета на использование транспортных средств, работающих на ископаемом топливе.
3) Должны быть созданы механизмы принуждения, которых сейчас не хватает.
4) Стандарты выбросов и финансовые стимулы потребителей должны быть усилены, чтобы стимулировать более быстрое внедрение транспортных средств с нулевым уровнем выбросов.
Исследование потребительских настроений показывает, что ключевым сдерживающим фактором для приобретения электрокара остается несоответствие зарядной инфраструктуры. По оценкам экспертов, чтобы идти в ногу с прогнозируемым ростом электромобилей, в следующем десятилетии во всем мире потребуется 100 млн дополнительных зарядных устройств. В некоторых регионах, чтобы удовлетворить возросший спрос на электромобили, необходимо будет модернизировать существующие электрические сети.
Производство аккумуляторных элементов и их основных материалов, таких как литий и никель, до 2030 года необходимо увеличить в десять раз. Хотя предложение сырья может удовлетворить спрос на аккумуляторы в долгосрочной перспективе, в краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы с поставками. И это замедлит падение цен на аккумуляторы.
По мнению AUTO-Consulting, роль дилеров в переходе к электромобилям также нельзя недооценивать. Хотя они и инвестируют в электрификацию, исследования Cox Automotive в 2019 году показало, что 56% дилеров не считают, что они хорошо подготовлены к будущему спросу на электромобили.
AUTO-Consulting отмечает, что в Boston Consulting Group упустили из вида транспорт на водородных топливных элементах. К 2035 году он тоже должен занять определенную часть мирового автомобильного рынка. И ему также потребуются инвестиции на развитие инфраструктуры заправочных станций.
Напомним, у Папы Римского Франциска появится первый папамобиль, который будет передвигаться исключительно на электрической тяге. Защитный купол в машине понтифика будет при необходимости прятаться в крышу транспортного средства.