Европейская Бизнес Ассоциация (EBA) обратилась к Вице-премьер-министру по восстановлению Украины — Министру развития общин и территорий Александру Кулебе с просьбой предусмотреть в Государственном бюджете на 2026 год расходы по возмещению убытков "Укрзализныци", связанных с пассажирскими перевозками.
Об этом говорится в письме ЕВА, опубликованном на сайте Ассоциации.
«Проблема убыточности пассажирских перевозок критическая уже много лет. В 2024 году убытки "Укрзализныци" от пассажирских перевозок превысили 18 млрд грн, а в 2025 году, несмотря на выделение 4,3 млрд грн на компенсацию, прогнозируется до 22 млрд грн. В то же время, в среднем доходы в пассажирском сегменте покрывают лишь около 40% расходов», - подчеркнули в EBA.
В Ассоциации напомнили, что сейчас эти убытки УЗ покрывает за счет грузовых перевозок — путем кросс-субсидирования. Однако такая практика экономически неоправданна, не соответствует европейским практикам и негативно влияет на развитие железнодорожной отрасли.
«Подход перекрестного субсидирования переводит компенсационные расходы на грузовладельцев, тем самым создавая для них дополнительную финансовую нагрузку. Это в свою очередь негативно влияет на конкурентоспособность и объемы грузовых перевозок и, соответственно, тормозит развитие отрасли в целом. К тому же, европейская модель рынка железнодорожных перевозок вообще не предусматривает кросс-субсидирования между пассажирским и грузовым сегментами», - подчеркнули в EBA.
Наиболее целесообразно, ввиду социальной важности сохранения доступных перевозок для населения и негативного экономического влияния существующего подхода кросс-субсидирования, EBA считает введение субсидирования пассажирских перевозок из государственного бюджета.
«Европейская Бизнес Ассоциация призывает Министерство развития общин и территорий – подготовить и подать в Минфин бюджетный запрос на компенсацию прогнозируемых убытков "Укрзализныци" в 2026 году от пассажирских перевозок, а Министерство финансов – рассмотреть возможность включить соответствующие расходы в проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2026 год». Внедрение прозрачной и предполагаемой системы финансирования пассажирских перевозок будет способствовать развитию эффективной и сбалансированной тарифной политики в железнодорожной отрасли, что будет отвечать интересам государства и будет способствовать устойчивому развитию железнодорожного транспорта», - резюмировали в EBA.
Ранее в Минразвития уже заявляли, что субсидирование пассажирского направления "Укрзализныци" за счет грузовых перевозок противоречит европейскому законодательству, которое должно имплементировать Украину уже в ближайшее время.