Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию по Украине в отношении лиц, которые пропали во время конфликта в стране.
Об этом сообщает Европейская правда.
За резолюцию проголосовали 54 участника ПАСЕ, против — только немец-коммунист Андрей Гунько.
Участники ПАСЕ посоветовали Украине создать специализированный правительственный орган, который будет координировать работу государственных и неправительственных организаций, направленную на поиски людей, пропавших без вести в ходе конфликта на Донбассе.
Кроме того, ассамблея призвала Украину разработать механизм государственной компенсации и поддержки семьям пропавших без вести лиц, а также информирования этих семей о существовании этого механизма.
Также правительство Украины должно принять специальный закон о пропавших без вести, который должен закрепить статус "пропавший" и "жертва войны", что позволяло бы соответствующим семьям получать финансовую, социальную и правовую помощь, включая государственные возмещения.
Кроме того, участники ПАСЕ ужесточили свое отношение к России и признали, что конфликт в Украине на самом деле является российской агрессией, а по Крыму был введен термин "оккупированный".
Поправка о том, что Россия является страной-агрессором, получила 48 голосов "за" и 7 – "против".
Ниже приведен полный текст резолюции ПАСЕ по Украине:
Резолюция 2067 (2015 год)
Пропавшие лица во время конфликта в Украине
1. Ассамблея выражает серьезную обеспокоенность ввиду растущего количества лиц, пропавших без вести в зонах военных действий в отдельных частях Донецкой и Луганской областей Украины, а также в оккупированном Крыму.
2. С 2014 года, с начала российской агрессии в Украине, более 1300 человек были объявлены пропавшими без вести. Это цифра, которая учитывает только данные, собранные украинскими властями, в действительности же она значительно выше. Среди пропавших без вести есть не только солдаты, но и мирные жители, включая волонтеров, которые помогали жертвам конфликта.
Их судьба и местонахождение неизвестны, определить их сложно, поскольку они, скорее всего, находятся на территориях, которые остаются под контролем сепаратистских групп.
3. Ассамблея приветствует усилия, предпринимаемые украинскими властями с целью определения судьбы и местонахождения пропавших без вести лиц.
В частности, высоко оценивается создание Межведомственного центра по помощи в освобождении лиц, взятых в плен, а также в освобождении заложников, поиск пропавших без вести под эгидой Службы безопасности Украины и создание единого реестра досудебных расследований (включающего базу данных образцов ДНК неопознанных тел и ДНК родственников пропавших без вести лиц), что значительно облегчает процедуру идентификации пропавших.
4. Ассамблея сожалеет по поводу решения Президента Российской Федерации засекретить данные о потерях среди личного состава вооруженных сил РФ во время спецопераций в мирное время.
5. В то же время Ассамблея считает, что в решении вопроса о пропавших без вести лиц нужен более комплексный подход на государственном уровне.
Должна быть координация работы различных волонтерских и правозащитных организаций по отслеживанию и сбору информации о пропавших без вести людях. Кроме того, медицинская, социальная и финансовая помощь, которая предлагается семьям пропавших без вести лиц, в настоящее время является недостаточной.
6. Ассамблея подчеркивает, что проблема пропавших без вести лиц может быть решена только совместными усилиями всех сторон конфликта.
Ассамблея настоятельно призывает Украину, Российскую Федерацию и сепаратистские группы, контролирующие оккупированные территории Донецкой и Луганской областей:
6.1. обеспечить эффективное реагирование, то есть расследование и оказания поддержки семьям во всех случаях, по которым имеются сообщения о пропавших без вести лицах, согласно международному гуманитарному праву;
6.2. обмениваться информацией о судьбе и местонахождении пропавших без вести лиц и если это необходимо, возвращать неопознанные тела соответствующим сторонам конфликта;
6.3. создать совместный орган (рабочую группу) по решению вопроса о пропавших без вести лицах и обеспечить его функционирование в целях:
6.3.1. сбора и обработки информации о пропавших без вести лицах;
6.3.2. создания сводного списка пропавших без вести лиц;
6.3.3. внедрение эффективных мер, позволяющих розыск, эксгумацию и идентификацию человеческих останков;
6.3.4. обеспечение доступа к месту захоронений;
6.3.5. обеспечение родственников пропавших без вести лиц исчерпывающей информации о прогрессе в их случаях;
6.3.6. участие и координация действий неправительственных и волонтерских организаций в деле поиска пропавших без вести лиц.
6.4. систематически собирать данные о неопознанных телах, а также образцы ДНК от семей пропавших без вести лиц;
6.5. ускорить процесс идентификации эксгумированных тел с использованием всех доступных средств, в том числе: соответствие ДНК, соответствие данных до и после наступления смерти, визуальную идентификацию, как определено судебно-медицинскими экспертами;
6.6. оказывать финансовую, медицинскую и социальную помощь семьям пропавших без вести лиц;
6.7. содействовать доступу и работе гражданских и международных гуманитарных организаций, проводящих работу по розыску лиц, пропавших без вести;
6.8. поощрять СМИ привлекать внимание общественности к проблеме пропавших без вести лиц.
7. Ассамблея также призывает органы украинской власти:
7.1. создать специализированный правительственный орган, поручив ему координацию работы всех государственных и неправительственных организаций, работающих над проблематикой пропавших без вести лиц, и, в частности:
7.1.1. обеспечить достаточные бюджетные средства для его функционирования;
7.1.2. создать и поддерживать единый реестр данных о пропавших без вести лицах во время конфликта в Украине;
7.1.3. обеспечить адекватное финансирование для мероприятий по розыску;
7.1.4. разработать механизм государственной компенсации и поддержки семьям пропавших без вести лиц и обеспечить, чтобы эти семьи были проинформированы о существовании этого механизма;
7.1.5. включить в его работу неправительственные организации, ассоциации волонтеров и представителей семей пропавших без вести лиц.
7.2. ввести в законодательство положения, гарантирующие право семей знать о том, что произошло с их родственниками, пропавшими без вести в связи с вооруженным конфликтом или внутренним насилием, в соответствии с положениями международного гуманитарного права;
7.3. укрепить правовые меры для решения проблемы пропавших без вести лиц; в частности, рассмотреть вопрос о принятии специального закона о пропавших без вести, который бы законодательно закрепил статус "пропавший" и "жертва войны", что позволяло бы соответствующим семьям получать финансовую, социальную и правовую помощь, включая государственным возмещением;
7.4. удовлетворять потребности одиноких глав семей пропавших без вести лиц, принимая во внимание особые потребности женщин и детей;
7.5. в дальнейшем развивать национальный потенциал в области судебной медицины и розыскной экспертизы и поощрять их перенимать опыт Международного комитета Красного Креста (МККК) в этом;
7.6. обеспечивать адекватное обучение по правовым вопросам и повышение осведомленности общественности касательно всех должностных лиц, осуществляющих правовые действия и административные процедуры при рассмотрении правовых проблем родственников лиц, пропавших без вести;
8. Ассамблея призывает сепаратистские группы, которые контролируют оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях:
8.1. освободить всех захваченных пленных и заложников;
8.2. соответствии с Минскими соглашениями активно участвовать в работе соответствующих рабочих подгрупп Трехсторонней контактной группы, прорабатывая вопросы лиц, захваченных в плен, и пропавших лиц, а также определение возможных мест их захоронений;
8.3. предоставлять международным гуманитарным миссиям доступ к местам содержания заключенных под стражей.
9. Ассамблея также призывает власти Российской Федерации:
9.1. освободить всех заключенных, незаконно захваченных на территории Украины;
9.2. провести эффективное расследование и судебное преследование лиц, виновных в случаях похищения, насильственных исчезновений, пыток и политически мотивированных убийств украинских активистов и членов крымскотатарской общины;
9.3. оказывать давление на сепаратистские группы, которые контролируют оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях, для немедленного освобождения всех гражданских лиц, находящихся под стражей на территории, которая пребывает под их контролем, и для обмена пленными;
9.4. создать национальный орган по вопросам пленных и лиц, пропавших без вести в ходе конфликта в Украине;
9.5. предоставить семьям пропавших без вести российских солдат точную информацию о судьбе и местонахождении их пропавших без вести родственников;
9.6. немедленно предоставить доступ к территории оккупированного Крыма международным мониторинговым миссиям по правам человека.
10. Ассамблея также призывает правительства государств-членов обеспечить:
10.1. финансовую и техническую помощь украинским органам власти, ответственным за процесс эксгумации и идентификации;
10.2. необходимую помощь для борьбы с психологическими последствиями семьям лиц, пропавших без вести;
10.3. финансовую помощь ассоциациям семей лиц, пропавших без вести, и неправительственным организациям по розыску пропавших без вести лиц.
11. Ассамблея призывает Международный комитет Красного Креста (МККК) поделиться опытом с украинскими учреждениями, а именно в части:
11.1. подготовки национальных специалистов в документировании дел отсутствующих лиц, составлении списков, оценки потребностей семей и реагировании на них;
11.2. оказания технической помощи, в частности, в создании лаборатории ДНК в Днепропетровске и поставке реагентов для ДНК-тестов;
11.3. информировании украинского населения по основным аспектам международного гуманитарного права.
12. Ассамблея призывает Комиссара Совета Европы по правам человека отслеживать проблему лиц, пропавших без вести в ходе конфликта в Украине.
Рекомендации Комитета министров
1. Парламентская ассамблея ссылается на свою резолюцию ... (2015) о лицах, пропавших без вести, в ходе конфликта в Украине.
2. Она подчеркивает, что вопрос о лицах, пропавших без вести в Украине, является серьезной европейской проблемой, которая может повредить перспективе мирного урегулирования в регионе и иметь негативные последствия для процесса примирения.
3. Поэтому Ассамблея рекомендует Комитету министров определить возможный вклад Совета Европы в продолжающийся процесс выяснения судьбы и местонахождения лиц, пропавших без вести в связи с конфликтом в Украине, и предложить соответствующую экспертизу, в том числе — в рамках программ сотрудничества.