Второй президент Украины Леонид Кучма считает, что внешнеполитический курс, известный как «многовекторность», был максимально возможным для Украины на рубеже тысячелетий. Он отрицает, что делал «ставку на двувекторность», и объяснил, почему Украина не могла взять «исключительно проевропейский курс» из-за внутренних и внешних препятствий того времени.

Об этом говорится в интервью Кучмы для ВВС.

Леонид Кучма заявил: «Я никогда не делал «ставку на двувекторность». Скорее всего, вы имеете в виду политику многовекторности, которая заключалась в том, чтобы видеть и защищать национальные интересы Украины там, где это возможно, во всех регионах мира».

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Бывший президент назвал наивным вопрос о «исключительно проевропейском курсе» на рубеже тысячелетий. Он объяснил, что тогдашняя «карта препятствий» была совсем другой и дело было не только в России, но и в «настроениях значительной части народа Украины и элиты Запада».

Кучма привел примеры тогдашних препятствий: доминирование коммунистической партии на выборах, пророссийские силы в политическом поле Востока, Юга и Крыма, тотальная зависимость от России в энергоносителях, а также то, что «Запад никоим образом не проявлял желания интегрировать Украину».

Несмотря на это, политик подчеркнул: «Причем я пытался хотя бы заложить этот курс: в начале 2000-х я поставил задачу добиваться ассоциированного членства Украины в ЕС и полноценного членства в НАТО. Это было зафиксировано в официальных положениях нашей дипломатии, в основополагающих документах».

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Подводя итог, Леонид Кучма заявил, что он «уверен, что четверть века назад сделал максимум из реально возможного: в самое сложное для себя время Украина не только смогла защититься от попыток России вернуть ее в свою орбиту, но и формально закрепила свое стремление присоединиться к НАТО и ЕС».

Читайте также в материале «Апострофа» о том, как третий президент Украины Виктор Ющенко поделился убеждениями, что для внедрения успешной экономики нужно решить вопросы национального единства и демократии.