При подготовке ко второму чтению проекта закона о градостроительной реформе профильный комитет учел замечания Нацагентства по противодействию коррупции.
Об этом в интервью Цензор.Нет заявил глава агентства Александр Новиков.
По его словам, заключение антикоррупционной экспертизы на законопроект 5655 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы градостроительной деятельности" агентство подготовило более года назад.
"Текст ко второму чтению был направлен к нам комитетом всего две недели назад. Мы его проанализировали, установили, что большинство наших замечаний были учтены, и нормы, которые могли создать коррупцию, были приведены в соответствие с нашими рекомендациями. Но появились новые слабые места этого закона, мы их идентифицировали и направили комментарии с предложениями в комитет. После этого эти замечания были сняты в доработанной редакции этого законопроекта", — подчеркнул Новиков.
По его словам, отдельные статьи были доработаны с учетом замечаний НАПК. "Для примера - самовольным строительством в проекте до второго чтения – и очевидно, что это был огромный коррупционный риск – не считалось нарушение градостроительной документации".
"Градостроение и распределение земельных ресурсов - это, по результатам наших опросов, одна из наиболее коррумпированных сфер общественных отношений. И они являются одним из главных приоритетов Антикоррупционной стратегии на 2023-2025. На самом деле отдельные положительные нормы этого законопроекта - 5655 - это часть Антикоруппционной стратегии", – добавил он.
Ранее об учете комитетом правок от НАПК вице-премьер-министр по восстановлению Украины, министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков.
"Для нас важно, что ключевой антикоррупционный орган поддерживает эту реформу. Мы понимаем, что без открытости и прозрачности полноценная реформа не получится", – отметил он.
Согласно перечню замечаний НАПК антикоррупционное агентство предлагало предусмотреть четкую процедуру прекращения права на строительство и аннулирование разрешительных документов в случае установления органом надзора правонарушений со стороны застройщика. В частности, речь идет об аннулировании права на строительство на основании документов, противоречащих градостроительному законодательству. Если объект строительства строится с нарушением требований градостроительных условий и ограничений и градостроительной документации, НАПК предложило считать его самовольным. Несоответствие данных и сведений требованиям документации в целях получения градостроительных условий и ограничений должно стать основанием для отказа в предоставлении условий и ограничений. Эти замечания учтены комитетом при подготовке документа ко второму чтению. Учтены замечания относительно отмены принципа молчаливого согласия относительно восстановления права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля в части прекращения нарушений градостроительного законодательства.
Ряд поправок, внесенных на основании предложений НАПК, касаются органов местного самоуправления и их полномочий в вопросах градостроительного регулирования – в предыдущей редакции законопроекта не была предусмотрена обязанность архитектора разрабатывать проект с учетом требований градостроительной документации на местном уровне – только на национальном. Также не было предусмотрено и ответственности за нарушение таких требований, проверки их соблюдения экспертными организациями. По рекомендации НАПК, соответствующие положения будут включены в законопроект ко второму чтению.