Принятый Верховной радой и направленный на подпись президенту законопроект о градостроительной реформе не создаст предпосылок для злоупотреблений со стороны застройщиков и не отнимает, а наоборот расширяет полномочия органов местной власти.
Об этом говорится в материале издания "Фокус", где журналисты развенчивают ключевые мифы вокруг проекта 5655. Документ, вероятно, будет подписан президентом до конца года.
Первый миф состоит в том, что в результате реформы разрешительные процессы станут более закрытыми, контроль за процессами получат застройщики, а общественность и органы местной власти отстранят от обсуждений и принятия решений: "Максимальная цифровизация разрешительных процессов позволит иметь доступ к реестрам широкому кругу людей и организаций", — говорится в статье.
Все участники рынка, регуляторы и другие будут иметь электронные кабинеты на портале строительного реестра. При министерстве в целях привлечения общественности к рассмотрению дел о правонарушениях создается Градостроительная палата. Строительная документация, включая проектную, будет существовать только в электронном виде.
"Если в реестрах не хватает необходимых документов, "купить" право строить объект в обход правил будет невозможно. Также невозможно будет проигнорировать "запрещенные" до застройки объекты", — добавляют авторы.
Второй миф касается ограничений полномочий местных властей. "Сегодня разрешительная система в большинстве случаев монополизирована местными властями. Это создает "элитные клубы" застройщиков, связанных с мэром или городским советом, которые в закрытом режиме "осваивают" участки под жилую и коммерческую застройку. Особенно это заметно в крупных городах-миллионниках. Именно они преимущественно выступают против реформы, тогда как небольшие общины (например, объединенные во Всеукраинскую ассоциацию громад) – реформу наоборот поддерживают".
Также у них появится обязанность осуществления мониторинга застройки, "сам этот факт доказывает ложность утверждений о наличии "амнистии" или скатывания ответственности за самовольное строительство. Законопроект не дает возможности строить при отсутствии оформленного права собственности…", — говорится в статье.
Третий миф – о том, что застройщики будут сами себя контролировать: "появление на рынке сертифицированных, обученных соответствующим образом, с застрахованной ответственностью специалистов лишь повысит эффективность этой услуги. Тем более, что за ненадлежащее исполнение полномочий и злоупотребления предусмотрена ответственность... Контролировать объекты того же бенефициарного владельца, который основал контролирующую компанию, напрямую запрещено законом", — сказано в тексте.
Частный контроль не заменяет государственный – эти структуры будут существовать параллельно. Сложные инфраструктурные объекты со значительным классом последствий (мосты, метро, путепроводы), объекты, заказчиками которых являются госорганы, органы местного самоуправления или культурного наследия национального значения, остаются под контролем ГИАГ.
"В Минрегионинфраструктуры отмечают, что готовы к дальнейшим консультациям с экспертными кругами по внедрению норм законопроекта после его подписания. В частности, для большей осведомленности граждан с нормами и положениями принятого законопроекта, накануне Минвосстановления презентовало портал о градостроительной реформе", — резюмируют авторы.