Ровно год назад, 8 января 2020 года, в небе над Тегераном иранские военные сбили пассажирский самолет Boeing 737 рейса PS-752 компании "Международные авиалинии Украины". В результате инцидента погибло 176 человек.
"Апостроф" напоминает обстоятельства этой авиакатастрофы и подробности ее расследования.
События перед инцидентом
Инцидент с самолетом МАУ возник на фоне обострения в отношениях между США и Ираном. 27 декабря 2019 года Иран атаковал ракетами базу США вблизи иракского города Киркук, после чего был нанесен ответный удар по объектам шиитской организации "Хезболла", которую поддерживает Иран, в Сирии и Ираке. Это вызвало нападение на американское посольство в Багдаде.
В ночь на 3 января 2020 США провели спецоперацию по ликвидации иранского генерала Касема Сулеймани, который, по мнению американских спецслужб, руководил атакой на дипломатическое представительство США. После убийства Сулеймани Иран атаковал военные базы США в Ираке.
В то время, когда совершался рейс украинской авиакомпании, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) запретило американским авиакомпаниям осуществлять пассажирские и грузовые перелеты в воздушном пространстве над Ираном и Ираком, а также над водами Персидского и Оманского заливов.
Жертвы и версии авиакатастрофы
Трагедия произошла в 6.14 (по иранскому времени) 8 января 2020 года. В результате авиакатастрофы погибли все, кто находился на борту: 176 человек, из которых 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Гражданами Украины были все члены экипажа и двое пассажиров, остальные - граждане Ирана и Канады. Среди погибших - 24 несовершеннолетних, из них 19 детей до 12 лет.
После падения самолета иранские власти направили на место катастрофы следственную группу. Украина также сразу заявила о намерении направить экспертов на место трагедии.
Иранская сторона сначала настаивала на том, что причиной трагедии, вероятно, стал технический сбой, приведший к возгоранию двигателя. Версия с технической неисправностью самолета позже была исключена. Версия теракта была отвергнута практически сразу.
Как проходило расследование
Первые видеоматериалы атаки самолета ракетой с привязкой к местности были опубликованы расследователями Bellingcat 9 января. На следующий день украинские эксперты получили доступ к самописцам и деталям сбитого самолета. Спецслужбы США к этому времени заявили, что самолет был сбит иранской системой ПВО российского производства Тор-М1.
Через три дня после трагедии, 11 января, президент Ирана Рухани признал, что самолет был сбит ракетами, выпущенными иранскими военными из Корпуса стражей Исламской революции.
Только 20 января во время визита в Украину министра инфраструктуры Ирана Мохаммада Эслами была достигнута договоренность о передаче бортовых самописцев, которая долгое время не выполнялась. 25 января в МИД Ирана сообщили, что сбивший самолет военный находится в тюрьме.
Из обнародованных в СМИ записей переговоров между диспетчером и пилотом местной авиакомпании 2 февраля стало известно, что в диспетчерской службе аэропорта Тегерана знали, что лайнер МАУ был сбит ракетой. После обнародования этих записей сотрудничество Ирана с Украиной в вопросе расследования авиакатастрофы было приостановлено. Однако уже 4 февраля Иран заявил, что сотрудничество будет продолжаться.
Из-за пандемии коронавируса 29 марта Иран временно приостановил расшифровку бортовых самописцев. 23 мая представители Ирана заявили, что в катастрофе виноват оператор ракетной системы, который нарушил правила открыв огонь "без разрешения".
В июне Иран официально запросил технической помощи в расшифровке самописцев. 23 июля Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции завершило их анализ. Результаты подтвердили факт внешнего вмешательства в работу самолета.
30 июля в Киеве начался первый этап переговоров с Ираном относительно сбитого украинского "Боинга", которые продолжаются до сих пор.
23 августа Иран обнародовал данные бортовых самописцев. Стало известно, что "черный ящик" прекратил запись полетных данных в 6:14 утра по местному времени из-за попадания обломков первой ракеты в самолет. До взрыва самолет летел в обычных условиях.
25 ноября стало известно, что в проект бюджета Ирана на 2021 год включены 200 млн евро из Фонда национального развития на компенсации за катастрофу МАУ. Позже иранская сторона заявила, что готова выплатить семьям погибших в катастрофе по 150 тыс. долларов.
Собственный отчет по расследованию 15 декабря 2020 года обнародовала Канада. Через неделю, 22 декабря, появилась информация о том, что свой отчет обнародовал также Иран. Украина получила проект отчета только 31 декабря, свои замечания украинская сторона может сделать на протяжении двух недель, то есть до 14 января.
О пяти самых масштабных авиакатастроф с самолетами под украинским флагом читайте в материале "Апострофа": От Скнилова до Ирана: самые масштабные катастрофы украинских самолетов