RU  UA  EN

пятница, 27 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.55
Общество

Новости

26 декабря

Все новости

7 схем мобильного мошенничества в Украине: в чем их суть и как не стать жертвой

Сейчас мобильный телефон стал необходимостью для каждого человека, который помогает по жизни. Но также такая полезная вещь, которая есть у всех, стала эффективным средством вымогательства мошенниками денег. Если соблюдать основные правила безопасности при общении с телефонными аферистами или подозрительными людьми, можно уберечь себя от потери денег, свои данных и просто от стресса.

Министерство юстиции Украины рассказало 7 самых распространенных мошеннических телефонных схем в Украине и как действовать в таких случаях.

Как советуют во всех подобных ситуациях в Минюсте, надо обязательно проверять достоверность информации перед тем как совершать какие-то действия.

Победа в акции

На номер телефона приходит СМС от мобильного оператора или магазина о победе в акции, и нужно лишь перевести на определенный номер средства, отправить сообщение или позвонить, чтобы получить приз.

Что надо делать: проверить наличие подобных акций операторов или магазинов через их официальные сайты или через горячую линию для уточнения деталей.

Дубликат SIM-карты для завладения средств на карточном счете

Сначала приходит звонок на мобильный телефон с неизвестного номера и быстро его прерывают. Украинец перезванивает, тогда мошенник через оператора жертвы блокирует номер телефона в связи с его потерей. Затем аферист снова звонит оператору, который обслуживает SIM-карты для получения дубликата ранее заблокированной ним SIM-карты представившись ее владельцем и отвечает на вопрос, что это подтверждает. Чаще всего вопросы касаются последних исходящих звонков (тот, с которого он тогда звонил в первый раз и сбросил) и когда в последний пополнялся счет и тому подобное.

Далее преступник получает дубликат Симки и доступ к мобильным приложениям, в том числе контроль над финансовыми операциями.

Что надо делать:

  • Не звонить и не отвечать на звонки с неизвестных номеров;
  • не оставлять номер, закрепленный за платежной карточкой в объявлениях;
  • не разглашать его посторонним лицам и не передавать им SMS-кода;
  • обратиться к оператору мобильной связи с заявлением о том, что дубликат SIM-карты может быть выдан только при наличии паспорта с соответствующими реквизитами, или перейти на контрактное обслуживание номера.

Звонок от работника банка

Многие слышали о такой схеме, когда звонит якобы сотрудник банка и сообщает об осуществлении атаки на карточный счет абонента, похищение с него денег или необходимость продления действия кредитной карты или повышение кредитного лимита на ней.

Они надеются, что жертва назовет им пароль от банковской карты, секретное слово, SMS-код, который пришел на номер мобильного телефона, номер банковской карты, срок ее действия, CVV2-код и тому подобное. Все это мошенники делают для завладения чужими денежными средствами.

Далее приходит СМС о снятии средств со счета и для того, чтобы избежать атаки на карточный счет якобы необходимо подойти к ближайшему банкомату или терминалу и ввести специальную комбинацию и SMS-код, который придет на номер.

Что надо делать:

  • нужно знать, что работник банка не имеет права выяснять или уточнять личные данные клиента;
  • никогда никому не сообщать номер банковской карты, срок ее действия, CVV2-код, а также пароли, поступающих в SMS-сообщении;
  • надо позвонить на контактный номер банка и выяснить о такой атаке на карту и нужно ли ее перевыпустить;
  • далее необходимо оставить заявку оператору, что на карточному счету пытались совершить мошеннические действия и заблокировать карту.

С родственником случилась беда

Мошенник представляется знакомым родственника или полицейским и сообщает о его задержании и нужно внести залог. Данные средства они предлагают перебросить на карточный счет, подвезти в определенное место или передать их третьему лицу.

Что надо делать:

  • спросить должность звонящего и в каком именно отделении полиции находится родственник. Далее идут манипуляции и шантаж от преступников.
  • никогда не сообщать им информацию о себе и своих близких;
  • срочно завершить разговор и позвоните этом родственнику;
  • передать Департаменту киберполиции НП Украины о попытке совершения мошенничества.

Фишинг

Аферисты создают фальшивые сайты и предлагают приобрести товары или оказать услуги за большие скидки выгодны акции. Но, вместо уплаты средств предлагают отправить на номер мобильного телефона - "финансовый номер" или на карточку. Далее, когда деньги у злоумышленников, они через официальные сайты выводят средства на другие счета и снимают их с банкоматов, а потом исчезают.

Что надо делать:

  • совершать покупки только на проверенных сайтах, а также проверять отзывы на них
  • пользоваться при покупке товара услугой "наложенный платеж";
  • можно проверить фальшивые вебсайты через Департамент киберполиции НПУ STOP FRAUD или в Черном списке сайтов-мошенников.

Ошибочное пополнение мобильного телефона

Злоумышленники присылают СМС о пополнении счета. Затем звонят и просят вернуть деньги на счет банка или номер мобильного, так как ошибочно ввели не тот номер.

Что надо делать:

  • СМС о пополнении номера может поступать только от оператора.
  • Обязательно нужно проверить перед этим состояние мобильного счета, или требовать копию квитанции с доказательством пополнения именно этого счета.

Онлайн-шопинг

Мошенники под видом продавца предлагают низкие цены на товары, очень выгодные акции, а дальше просят снять лимит на интернет-покупки, будто им об этом поступило сообщение от банка и предупреждают, что сейчас покупателю придет СМС для подтверждения заказа.

Что надо делать:

  • спросить характеристики товара;
  • не говорить сведения номера карточки, обычно для оплаты заказа достаточно 16-значного номера карты.
  • пользоваться при покупке товара услугой "наложенный платеж";
  • можно проверить фальшивые вебсайты через Департамент киберполиции НПУ STOP FRAUD или в Черном списке сайтов-мошенников.

Ранее мы писали как мошенники по-новому обманывают клиентов "ПриватБанка".