В результате российских обстрелов критической инфраструктуры в Украине может исчезнуть свет на некоторое время. К темноте особенно чувствительны дети – они могут потерять чувство безопасности и получить травматизацию. Чтобы не допустить этого, с детьми стоит поиграть в игры.
Об этом ЮНИСЕФ рассказала психолог Светлана Ройз.
Игры считаются простым и эффективным способом трансформировать напряжение в ребенка.
Читайте также: Стресс у детей во время войны: советы родителям, как помочь ребенку
Идеи аудиальных игр и игр со словами
- Петь хором;
- Играть на музыкальных инструментах;
- Играть на воображаемых музыкальных инструментах. Издавать звуки, словно стучим в литавры, бьем в барабаны, играем на скрипке;
- "Тарабарский язык": говорить на тарабарском, то есть вымышленном языке, пытаясь по интонации угадать, о чем говорит каждый;
- Вместе говорить скороговорки;
- Играть в "белые хвастуны". Кричать: "А я…!!!" и рассказывать о том, что действительно умеем и что удалось;
- "Alias". Угадывать слово по описанию. Однако важно не называть самое слово;
- Рассказывать истории на тему;
- Рассказывать что-нибудь, чтобы уложиться в одну минуту;
- "Голоса животных". Кто-то издает звук – другие угадывают. Кто угадал первый, становится ведущим;
- Игра в слова. Следующий игрок называет слово последнюю букву слова предыдущего игрока;
- "К счастью, к сожалению". Кто-то придумывает ситуацию, а игроки поочередно предлагают продолжение, начиная со слов "увы", а следующий игрок - "к счастью";
- "Искаженный телефон". Шепотом передавать слово друг другу. В конце узнаем, что услышал последний игрок;
- "Сказка". Сочинить сказку, когда каждый говорит по предложению;
- "Наоборот". Говорить слова наоборот, не записывая их.
- "Я загадал". Рассказать о загаданном слове, не называя его. Например, "Я загадал — белый, холодный, скрипит под ногами, тает…";
- Загадать предмет. Все остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только да или нет;
- Рима. Назвать четыре (или два) случайных слова, к которым нужно найти рифму или придумать стихотворение на 4 строки;
- "Буква". Назвать слова только на заданную букву. Вариант для взрослых: назвать слова на загаданную букву, которую можно положить в трехлитровую банку;
- Ищем сходство. Назвать два случайных слова, а другие должны угадать, чем они могут быть похожи.
- "Волшебный язык". Для детей, которые учатся разбирать слова на слоги, можно говорить слова, добавляя дополнительный слог "жи", "ма" или "хрю";
- "Глупости". Сочинять начало предложения, к которому нужно придумать совершенно нелепое и нереальное продолжение;
- Найти ассоциации. Один игрок называет слово, следующий – свою ассоциацию к этому слову. Детям можно объяснить так: "Первое, что приходит на ум, когда слышишь это слово";
- "Это слово умеет…". Описать слово его "умениями";
- "Слово, которого нет". Сочинять слова, которых не существует и что они могли бы означать языком инопланетян.
Идеи для телесных игр
Следует заметить, что прикасаться к ребенку можно тогда, когда вы его об этом предупредите, а он даст разрешение, поскольку во тьме ощущение прикосновений воспринимается усиленно. Для контакта с телом понадобятся пледы, накрывшись которыми появится чувство безопасности, леденцы или жевательные резинки, чтобы работали рецепторы вкуса, а также игрушки, которые можно сжимать в руках.
- "Азбука Морзе". Передавать простые слова прикосновениями. Однако заранее нужно выучить несколько букв;
- "Круг любви". Взяться за руки, игроки должны осторожно сжать ладонь сидящему за ними по часовой стрелке;
- "Волшебные прикосновения". Представить, что тело – это музыкальный инструмент. И любая часть тела исполняет определенный звук. Тогда прикасаться к ребенку ладонью, чтобы он пел, мурлыкал, кукарекал и т.п.;
- Отбивать ритм вместе;
- Обнимать друг друга и целовать разными объятиями и поцелуями (для родителей и детей). А именно, оранжевыми, клубничными, радужными, квадратными и т.д.
- Танцевать под воображаемую мелодию или под пение песен;
- Передавать предмет в кругу, когда у игроков закрыты глаза. Тогда — прикасаться к нему и угадывать, что это, или предлагать, как его можно использовать;
- "Прикосновения - незнакомцы". Касаться ладоней ведущего только приятными прикосновениями, чтобы ведущий угадал, кто касается;
- Представить, что попал на новенькую планетку, на которой нет обычного света. А потом представить, как на ней можно адаптироваться;
- Сделать себе домик из подушек и одеял;
- Если пространство знакомо и безопасно, играть в "бабу куцу". Тогда ведущий должен поймать игроков, хлопающих в ладоши.
Если у вас есть фонарик, то уместны такие игры:
- Теневый театр руками. Создавать руками разные фигурки;
- Теневой театр с игрушками. Надо подсвечивать их, чтобы была тень;
- Сделать проектор из стаканчика и пленки;
- Смотреть сквозь дуршлаг на "звезды".
Ранее "Апостроф" писал, как поговорить с ребенком об угрозе ядерного удара.