RU  UA  EN

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Новости

27 апреля

Все новости

В Украине вспоминают жертв авикатастрофы в Иране: что произошло три года назад

Три года назад в иранском Тегеране потерпел крушение украинский самолет МАУ, на борту которого находились 167 пассажиров и девять членов экипажа. После падения самолет загорелся, никто не выжил. Большинство погибших – граждане Ирана и Канады. В Киеве 8 января состоялась акция памяти погибших.

Об этом рассказывает "Апостроф".

Читайте также: Россия получила новую партию дронов из Ирана: в ГУР озвучили подробности

История авиакатастрофы

Boeing 737-8KV, принадлежащий авиакомпании "Международные авиалинии Украины" планово направлялся в Киев, когда потерпел крушение 8 января 2020 года ориентировочно через 3 минуты после вылета из аэропорта Тегерана. По количеству жертв эта авиакатастрофа вошла в 50 крупнейших в мире.

Большинство жертв - студенты, аспиранты, исследователи и преподаватели иранского происхождения из 19 университетов Канады, возвращавшихся в вузы после новогодних каникул.

Первая официальная версия Ирана была, что авиалайнер потерпел крушение по техническим причинам. Ряд лидеров западных стран, ссылаясь на данные разведки, утверждали, что самолет был сбит двумя ракетами "земля-воздух", выпущенными из базы ВВС Ирана.

11 января 2020 года Иран официально заявил, что случайно сбил самолет Boeing-737, принадлежащий украинским Международным авиалиниям. По словам официальных иранских представителей, причиной трагедии стал человеческий фактор, связанный с возможным ответом США на ракетный удар Ирана по американским военным объектам в Ираке.

Командующий аэрокосмическими силами Корпуса Стражей Исламской революции бригадный генерал Амир Али Гаджизаде тогда взял на себя всю ответственность за сбивание украинского самолета и заявил о готовности выплатить всем родственникам погибших компенсацию.

Иранская сторона отметила, что оператор системы ПВО идентифицировал тот рейс как крылатую ракету, но из-за проблем со связью не доложил об этом командованию и сам решил сбить "ракету". Две ракеты с интервалом в 20 секунд были запущены комплексом "Тор-М1" российского производства, расположенным на западе Тегерана. Самолет с пассажирами упал в пригороде Тегерана - в Халаджабаде, в 15 километрах от аэропорта. Обломки разбросало на 300 метров.

Спустя почти два года после аварии начали судить военнослужащих, якобы причастных к трагедии, но никому, кроме иранского следствия, неизвестны их данные. В то же время иранские власти отказали в допуске независимых экспертов к расследованию на большое количество требований об этом от правительства Украины и правительств стран, граждане которых погибли в данном самолете.

28 декабря 2022 года Украина, Великобритания, Канада и Швеция инициировали арбитражное рассмотрение спора по поводу сбития пассажирского самолета в соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Арбитраж касается только вопросов уголовного преследования виновных лиц. Иран не дал согласия, но оно и не нужно, потому что по Монреальской конвенции 1971 года, если согласия нет в течение полугода, каждое из государств-истцов сможет передать спор в Международный суд ООН.

С начала поддержки Ирана России в полномасштабном российском вторжении в Украину, убедившись в бесперспективности переговоров с иранской стороной, государства-члены Международной группы по координации и помощи жертвам рейса PS752 приняли решение о переходе к решению дела посредством международных судебных и квазисудебных учреждений.

Чествование погибших в Киеве и комментарии их родственников

Как сообщает "Суспільне", к мемориалу 8 января 2023 года в Киеве пришли работники МАУ, бывший президент авиакомпании Евгений Дыхне и родственники погибших.

"Мой сын жил этой профессией, для него это был смысл его жизни, он только прибежит ко мне, для приличия чай выпьет, потом бежит. Он был очень ответственным человеком. Это его жизнь была", - рассказала мать командира боинга, пилота Владимира Гапоненко, Евгения Гапоненко.

Фото: suspilne.media

Хотя это было опасно и многие пилоты отказывались, но командир боинга шел в рейс без колебаний, а команда полностью его поддерживала и доверяла Гапоненко.

"Всех пилотов я знал лично, много лет работали. С каждым из пилотов я был и в кабине, летал, и на тренажере был, тренировал их, классные ребята", - отметил глава профсоюза линейных полетов авиакомпании МАУ Александр Полянский.

Мать Владимира Гапоненко заявила, что не видит никаких продвижений по расследованию этой авиакатастрофы.

Фото: suspilne.media

В то же время Александр Полянский считает, что должен ответить тот человек, который дал команду на сбивание самолета.

"Это была чья-то команда, я бы хотел и все бы хотели знать, кто дал команду на сбивание самолета. Чтобы этот человек ответил по закону и совести", - заметил он.

В свою очередь, по мнению бортпроводника Андрея Борща, на борту МАУ мог быть кто-то лишний для Ирана.

"Было много взлетов самолетов, и попали в наш самолет почему-то", – отметил он.

Фото: suspilne.media

Ранее мы писали, что 24 июня 2021 года в Канаде официальная судебно-медицинская экспертиза крушения самолета МАУ заявила, что за восемь месяцев якобы не обнаружила подтверждений, что самолет был сбит намеренно.