Пропаганда российских средств массовой информации (СМИ), которая сопровождала аннексию Крыма, была эффективной, поскольку на то время в Украине был период полной дезориентации после событий на Майдане.
Об этом в интервью "Апострофу" заявил координатор проекта "Информационное сопротивление", нардеп Дмитрий Тымчук.
"Начнем с того, как Россия вообще в 2014 году (в конце февраля - начале марта) информационно сопровождала сам процесс аннексии Крыма. Тогда работа велась более чем топорно, тем не менее по ряду причин эффект был очень серьезный", - отметил он.
Тымчук напомнил, что после начала захвата Крыма росСМи сообщили о том, что украинские воинские части в Крыму переходят на сторону "ополченцев", в Крым едут составы с "Правым сектором", который будет вырезать русскоязычное население, включая младенцев, женщин и стариков, а флагман ВМС Украины "Гетман Сагайдачный", который в то время вообще находился в Средиземном море, поднял российский флаг и так далее.
"Тут необходимо просто учесть, какой период тогда был в Украине. Постмайданный период, период полной дезориентации. Старые руководители сбежали в Россию. Новые только заняли свои должности и не понимают, на кого можно положиться, кто способен выполнять задачи, кто, наоборот, является представителем российских спецслужб, которых при Януковиче (экс-президенте РФ Викторе Януковиче, - ред.) развелось, особенно среди силовых структур, довольно много", - уточнил он.
По словам эксперта, на то время еще не работали некоторые украинские информационные механизмы. Так, в последние числа февраля и первую неделю марта 2014 года по старой традиции украинские СМИ, причем абсолютно не пророссийские, а вполне проукраинские, брали информацию из российских информагентств, которая изначально являлась дезинформацией, и транслировали пропаганду.
"Как раз на фоне этого родилась группа "Информационное сопротивление", координатором которой я являюсь. Мы понимали, что идет широкомасштабная информационная операция и ей необходимо как-то противостоять, в то время как Украина не демонстрировала способности противостоять не только в военном плане на полуострове, но и в плане отражения информационной атаки", - отметил Тымчук.
Он добавил, что со временем ситуация изменилась, в ход пошли более изощренные методы. В частности, можно наблюдать, как работают информационные рычаги, которые есть в Украине, как идет создание нестабильных ситуаций на территории страны с последующим выходом на европейский уровень.
"Яркий пример - в прошлом году была постановочная акция протеста против "геноцида" болгар в Одесской области. Привезли там каких-то гагаузов, а на самом деле "титушек" в чистом виде. Эта информация была подхвачена российскими, украинскими СМИ. После муссирования в украинском информационном пространстве на заключительном этапе этой информационной операции была проведена акция протеста уже в столице Болгарии, перед посольством Украины в Софии. Опять были замечены "активисты", которые раньше неровно дышали к России", - сказал Тымчук.
Эксперт добавил, что тогда стоило обратить внимание на то, что плакаты были на двух языках.
"На украинском ни одного плаката не было. Были на русском языке, то есть посыл к российской аудитории, и на английском языке - посыл к Европе. Это из нового этапа российских информационных операций яркий пример, который мы отследили от самого начала и до заключительной точки в виде митинга в Софии", - подытожил Тымчук.
Больше читайте в материале "Апострофа": Главный упор Путина был не на Донецк и Луганск, а на два других города Украины - Дмитрий Тымчук.