Российские оккупанты убили херсонского терроборонца, офицера-десантника, кандидата психологических наук, полковника полиции Виталия Лапчука. Сначала мужчину похитили для пыток, а затем с проломленным черепом и гирей на ноге мертвого выбросили в реку, чтобы скрыть свое военное преступление.
Ожесточенное сражение за Донбасс и уничтожение российского десанта на юге: онлайн войны 11 июня
Об этом сообщила супруга Алена Лапчук в Медийной инициативе за права человека.
Еще 27 марта Виталия Лапчука россияне жестоко избили и приехали к нему домой, где провели обыск, допрашивали сына и жену, которая была свидетелем пыток и издевательств над ее мужем. Она больше двух месяцев пыталась найти место заключеня своего мужа с надеждой, что он жив. Однако 9 июня ей сказали, что в Херсоне в реке нашли тело мужчины с признаками пыток: проломленным черепом и гирею на ноге – родственники подтвердили личность найденного.
"Ему раздробили кость черепа, у него все лицо было в полоску от приклада. Он весь был просто черный", - сказала Алена Лапчук о том, какое состояние мужчины было после пыток россиянами.
Виталия Лапчука держали в херсонском управлении полиции, где его избивали и допрашивали ФСБшники, и если ответы им не нравились, говорили: "спустимся вниз", что означало - человека ведут в подвал с обустроенной пыточной.
"Это были просто звери. Такое впечатление, что они не отвечали за свои поступки, были просто неадекватны. Они не чувствовали, с какой силой избивают", – рассказала Лапчук.
Алена с сыном смогла вырваться от россиян, а Виталия обвинили в преступлениях против российских военных и оставили там. И затем, 22 мая, его тело обнаружили в реке возле речного порта.
Виталий Лапчук
Эксперт МИПЧ и юрист Регионального центра прав человека Николай Киккас убежден, что эти зверства с юридической точки зрения являются военным преступлением, потому что "нарушают базовые принципы всех женевских конвенций, запрещающих в том числе пытки и причинение смерти военнопленному или гражданскому лицу".
Юрист советует подробно исследовать обстоятельства похищения, в частности, установить, кто причастен к пыткам и убийству Виталия.
"Возможно здесь помогут данные, зафиксированные по другим делам (например, по делу Миронова). Нужно очертить круг лиц, которые могут быть причастны или владеть сведениями. Например, это представители военной или гражданской оккупационной власти Херсона, командиры подразделений, находящихся в городе и т.д. Также следует по возможности обследовать предметы, связанные с преступлением, на которых могли остаться следы, например, гиря", - отметил Николай Киккас.
Также он сказал, что если тело выбросили в реку, россияне пытались скрыть следы своего военного преступления.
"А сам факт негуманного обращения обусловлен общим низким уровнем уважения оккупантов к правам человека и международным правилам ведения войны, их распространенным правовым нигилизмом", - подчеркнул юрист.
Особая жестокость совершения преступления является обстоятельством, отягчающим наказание согласно Уголовному кодексу Украины. К тому же если установили, что к этому причастна группа лиц, то это будет иметь значение.
Следует отметить, что убийство человека при нарушении законов и обычаев ведения войны является квалифицирующим признаком для инкриминирования ч. 2 ст. 438 УК Украины, предусматривающей максимальное наказание – пожизненное заключение.
Ранее "Апостроф" сообщал, что россияне устроили на Киевщине пыточную, откуда вывозили выживших в РФ. Пленных гражданских украинцев в бесчеловечных условиях удерживали гражданских в литейном цехе одного из предприятий.