Авария при запуске российской ракеты-носителя "Протон-М", а также падение грузового корабля "Прогресс" указывают на определенный кризис в космической отрасли России, а также на низкий уровень квалификации кадров.
Такое мнение экспертов приводит DW.
Аналитики констатируют, что Россия, которая ранее была мощной космической державой, постепенно теряет этот статус. Это связано с системным кризисом в отрасли, а также с тем, что в России не создают новые образцы космической техники, а пользуются старыми, которые уже начинают отказывать.
"Эти два показателя — очень серьезные индикаторы того, что Россия теряет статус великой космической державы", — рассказал член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш, добавив, что причиной аварий является "человеческий фактор".
"Речь не идет о каких-то инженерно-конструкторских недоработках. Их нет. Просто элементарно кто-то недокрутил, недопаял, недовинтил, недопроверил", — отметил эксперт.
Караш считает, что в современной России молодые специалисты не видят стимула, чтобы идти в космическую отрасль. В частности, это связано с отсутствием новых проектов, а также с низким уровнем заработной платы.
В то же время Игорь Моисеев, который возглавляет Институт космической политики, подчеркивает, что каждая новая авария наносит серьезный удар по престижу и конкурентоспособности России.
Он уточняет, что Китаю Россия проигрывает именно по показателям надежности летательных аппаратов. "В то же время стоимость запуска килограмма полезной нагрузки на "Протоне" и китайских носителях примерно одинаковая. У России она составляет около $6-9 тыс. за кг, у Китая — $7-8 тыс.", — резюмирует ученый.
"При этом у китайцев ракеты летают лучше", — добавил Моисеев. По его словам, США отправляет груз на орбиту за $12-18 тыс., а Европа — за $11-14 тыс. за кг полезной нагрузки.
"Снижение надежности российских летательных аппаратов может повлечь рост страховых сумм и, соответственно, увеличение стоимости пусков для заказчиков. Чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке коммерческих пусков, России в будущем неизбежно придется снижать стоимость запусков", — отметил эксперт.
Как сообщал "Апостроф", причинами аварии российского транспортного грузового корабля "Прогресс М-27М" могли стать разгерметизация баков ракеты-носителя, сильные нагрузки и производственный брак ракеты "Союз-2.1а".