В новом предложении Еврокомиссии по усилению механизма трансграничной углеродной корректировки (CBAM) не предусмотрены исключения для Украины – якоы потому, что влияние СВАМ на украинскую экономику будет минимальным. Но эти оценки оторваны от реальности, а отсутствие специального режима для страны, ведущей войну, вызывает беспокойство.

Об этом рассказал председатель Комитета по промышленной экологии и устойчивому развитию Европейской Бизнес Ассоциации (EBA), директор GMK Center Станислав Зинченко.

В выводах ЕК отмечает, что даже несмотря на войну, Украина остается крупнейшим экспортером CBAM-товаров в ЕС по физическим объемам. В блок поставляются чугун и сталь (12,3% экспорта в ЕС), цемент (0,6%), алюминий (0,3%). Совокупный экспорт товаров, подпадающих под действие механизма составляет около 2% ВВП Украины.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

По оценкам Еврокомиссии, влияние CBAM на Украину якобы будет «ограниченным». Однако в Украине такие оценки оторваны от реальности, указывает Зинченко – ведь украинская сталелитейная промышленность критически зависит от сбыта в ЕС, куда за 10 месяцев 2025 года было направлено 81% экспорта готовой металлопродукции. В то же время усиление конкуренции с Китаем и распространение CBAM создают риски потери рынка.

«Мы категорически не согласны с оценкой Еврокомиссии об «ограниченном влиянии» CBAM на Украину. Моделирование выглядит упрощенным, не учитывает межотраслевые связи и косвенные последствия. Если пострадает экспорт стали, то пострадает большая часть экономики», — подчеркнул эксперт.

По оценкам GMK Center, только черная металлургия обеспечила 7,2% ВВП Украины в 2024 году. При этом под CBAM подпадает около 6% товарного экспорта, а это ориентировочно $2,5 млрд. Механизм создает угрозу потери этих доходов.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

«Потенциальные платежи CBAM значительно повышают себестоимость украинской продукции. Для чугуна они могут составлять около €100/т, горячекатаного проката – €111/т, арматуры – €104/т. Это ставит украинских производителей в неконкурентное положение по сравнению с мировыми экспортерами. Наибольшие риски касаются длинномерного проката и квадратной заготовки, производимых в Украине по конвертерной технологии: до 2030 года CBAM может полностью остановить экспорт этих товаров в ЕС», — подчеркнул Зинченко.

Последствия для Украины могут быть масштабными: остановка трех из семи работающих доменных печей, сокращение более 13 тыс. рабочих мест и срыв цепей поставок европейских производителей, в которые интегрирована Украина.

«Отдельную обеспокоенность вызывает то, что Еврокомиссия ссылается на «минимальное влияние» CBAM как аргумент против временного освобождения Украины от механизма. Однако это противоречит логике самого регламента. Регламент подразумевает особый режим не по критерию размера экономического эффекта, а по природе происшествия. Война не нуждается в доказывании из-за экономических моделей», – подчеркнул эксперт и призвал правительство активнее работать с европейцами для отсрочки СВАМ для Украины.

Напомним, по данным ФРУ, в случае внедрения СВАМ для Украины, уже к 2034 гг. падение ВВП составит $8,7 млрд к 2026 г., а в 2034 – уже $11,3 млрд. Также Украину ожидает уменьшение налоговых поступлений и социальных взносов в бюджеты и фонды всех уровней вследствие сокращения деловой активности2,2 достичь $3,6 млрд в 2034 г.