Бесконтрольное повышение тарифов государственных монополий - Укрзализныци, Укрэнерго и операторов газотранспортной системы - создает риски для послевоенного восстановления Украины, промышленного производства и привлечения инвестиций.

Об этом заявил глава Всеукраинского союза производителей строительных материалов Константин Салий.

По его словам, любое удорожание в производственной цепи неизбежно ложится на конечного потребителя, а в случае строительной отрасли напрямую повлияет на стоимость восстановления страны.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

«Если что-то становится более дорогим, это либо переводится на потребителя, либо рынок просто отказывается от этого товара. Уже сейчас многие производители стройматериалов переходят на автотранспорт. И перегружают дороги, которые государство потом вынуждено ремонтировать за бюджетные средства», – отметил Салий.

Он подчеркнул, что рост тарифов подрывает планирование послевоенного восстановления: бюджеты на стройматериалы закладываются по текущим ценам, но «постоянные подарки от монополий» в виде новых тарифов уничтожают предсказуемость финансирования.

«Государство не может быть уверено, что выделенных 100-200 млрд грн на восстановление хватит, если тарифы на перевозку и энергию постоянно растут», – подчеркнул Салий.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Также он предупредил, что повышение стоимости электроэнергии и логистики также отразится на инвесторах и международных донорах, которые рассматривают возможность строительства производств в Украине.

«Если в Украине энергия и перевозка дороже, чем в ЕС, экономические расчеты инвесторов просто не сойдутся. Они откажутся от проекта или признают, что их ресурсов не хватит на украинские реалии», - подчеркнул он.

Салий также призвал руководителей государственных компаний к «экономическому национализму», эффективному управлению и сокращению непроизводственных расходов: «Все украинцы сегодня живут в сложных условиях. Поэтому государственные компании тоже должны отказаться от лишних расходов и искать внешние гранты или поддержку вместо того, чтобы перекладывать груз на промышленность».

Он подчеркнул, что промышленность является основой экономики и без ее стабильной работы не сможет существовать ни одна государственная монополия. Если предприятия сократят мощности, уменьшатся и доходы государственных компаний, рассчитывающих на прибыль.

«Если большие заводы остановятся, тысячи работников останутся без работы. Это будет ударом не только по экономике, но и по обществу. Невозможно «лечить» экономику, забирая из нее последнюю кровь», - подытожил Салий.

Как известно, НКРЭКУ одобрила проекты постановлений, предусматривающих повышение тарифа на передачу электроэнергии на 15%, а на диспетчерское управление – на 11%. Укрзализныця, в свою очередь, инициировала повышение грузовых тарифов на 40%. По оценкам экономистов и аналитических центров, такие изменения в тарифах госмонополий приведут к обвалу ВВП и повлекут за собой серьезные риски для экономической безопасности Украины.