Три Булгакова, которые вызывают кашу в голове и бурю в стакане воды. Фейсбук-баталии вокруг памятника Булгакову не могли не состояться. И причина здесь не в «гениальности» писателя, а в мифах, созданных вокруг этого писателя. А там, где есть укорененный миф, всегда есть и фанаты этого мифа.
Если говорить о массовом сознании, то в нем существует не один Булгаков, а сразу три. Первый, самый массовый, – это Булгаков – профессор Преображенский из фильма «Собачье сердце». Второй – гораздо менее мифологизированный – Булгаков из «Мастера и Маргариты». И наконец третий Булгаков, наименее известный широкой публике – это русский шовинист из «Белой гвардии». Есть еще четвертый Булгаков – из «Записок врача» или дневников. Но это Булгаков для очень узкой прослойки читающей публики. Но вот в первые три Булгаковых сплелись в гремучий клубок антисоветчик Преображенский, загадочный и магический мастер и обласканный Сталиным Турбин.
Так случилось, что ласка Сталина постепенно забылась. А с хрущевской оттепелью неожиданно вынырнул новый Булгаков – Мастер. То, что главным читателем этого произведения должен стать Сталин, тоже не особо афишировалось, а тот, кто знает, старается стыдливо промолчать.
В 1967 году, когда вышла первая, тогда еще сокращена версия «Мастера и Маргариты». - это стало просто бомбой в тогдашней культурной среде Союза вообще и Киева, в частности. И с этого момента, у нас начал создаваться с одной стороны топографически вульгарный, а с другой условно интеллектуальный миф об этом романе. Здесь искали Лысую гору, на Замковой горе придумывались различные локации для кота Бегемота и т.д. Но главное, если ты жил в Союзе в конце 70-х – начале 90-х и не читал этот роман – ты не был частью интеллектуальной тусовки.
В 1988 году вышел фильм «Собачье сердце», сразу разлетевшийся на цитаты. И он тогда политически тоже попал в струю, как глубинная критика совка (чем он и был, на самом деле).
Но вернемся к нашим баталиям, где главные сражения в наших пузырях ведутся среди фанатов мифа о Мастре. За что сейчас борются те, кто рвет на себе волосы из-за памятника Булгакову? Они сражаются за миф своего детства или юности. Это миф, где основой крутизны, причастности к чему-то великому были цитаты из Булгакова и разговоры о Воланда и Пидаиа. Это не хорошо и не плохо. Так сложилась эпоха.
Без понимания этого процесса просто невозможно понять контрпродуктивность дискуссии с теми, кто считает тех, кто сносит памятник Булгакову варварами. Спорить с ними – это повторить ошибку Ющенко, который хотел помирить ветеранов УПА и Красной армии. Поэтому, не спорьте с ними. просто нужно снести памятник и спокойно двигаться вперед. Вместе с этими людьми, часть которых мои сверстники, отойдет и этот миф. Вопрос в том, сможем ли мы заместить этот миф, мифом о Киеве Подмогильного, мифом о кофейне на Кастельной в которой Скменко творил украинский футуризм или какими-то другими мифами.
Источник: facebook.com/vadym.denysenko.1