Транспортный комитет Верховной Рады отправил на рассмотрение парламента проект закона 3944, согласно которому в Украине должна быть внедрена международная практика автоматической пролонгации документов моряка. В случае принятия, законопроект ломает коррупционную схему на $6-8 млн в месяц, к которой могут быть причастны бывшее руководство Мининфраструктуры, и комитета по вопросам транспорта в ВР.

Об этом пишет РБК-Украина.

Издание напоминает, что в июле 2020 в ВРУ был подан законопроект члена антикоррупционного комитета Ивана Шинкаренко и других, призванный упростить выдачу документов морякам. Согласно ему, в случае наличия документов о подготовке моряка и подтверждения стажа, повторная сдача экзамена каждые 5 лет не требуется. А значит исключается пласт коррупционных рисков, а морякам не нужно будет платить до $8 тыс за экзамен.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Несмотря на остроту проблемы, законопроект на комитете, который возглавляет Юрий Кисель, не рассматривали почти год. По мнению представителей общественных организаций моряков и других наблюдателей, причина могла состоять в том, что некоторые члены комитета и сами могли быть причастны к схеме поборов", - говорится в материале.

В августе 2020 начался процесс ликвидации Инспекции по дипломированию моряков. С 22 ноября 2020 ее функции были переданы в Морскую администрацию. Приказ о ликвидации оспорил в суде бывший сотрудник инспекции, ОАСК документ отменил. Как выяснили в Bihus.Info, параллельно в Морской администрации было внедрено компьютерное тестирование. Однако чтобы пройти тест, все равно необходимо было "позолотить руку" определенному агенту. Журналисты программы "Гроші" обвинили министра Криклия, что он является частью схемы поборов с моряков.

В феврале Мининфраструктуры обнародовало проект приказа о переводе моряков на электронную систему тестирования. Инициативу поддержали общественники и глава исполкома Национального совета реформ Михаил Саакашвили. Он поддерживал моряков в ходе акций протеста, лоббировал упрощение системы подтверждения квалификации, критиковал чиновников, которые могут стоять за блокированием таких инициатив, заявлял, что на взятках моряков "кормится" нардеп от Николаевской области Игорь Негулевский.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

В конце апреля Криклий сообщил, что приказ зарегистрирован в Минюсте, однако не вступал в силу, поскольку не был опубликован в Официальном вестнике. Авторы законопроекта 3944 решили форсировать его принятие через сессионный зал парламента. Реакцию главы комитета Юрия Киселя на предложение вынести документ в зал обнародовал в YouTube-канале нардеп Александр Куницкий. По словам Куницкого, изменения в порядке получения документов не выгодны Криклию, поскольку тот "не хотел ломать схему и кормился с нее, возможно делясь с кем-то в Кабмине". Инициативу на себя пришлось брать депутатам. По его словам, вынести проект в зал важно, чтобы свернуть "кормушку" на $6-8 млн в месяц и дать возможность морякам либо автоматически пролонгировать документы, либо проходить переэкзаменовку через прозрачные механизмы.

По данным источников в Мининфраструктуры, даже если комитет под руководством Юрия Киселя будет блокировать законопроект 3944 после его вынесения в зал или при подготовке ко второму чтению, новый министр Александр Кубраков будет искать механизмы, чтобы решить проблему максимум в течение 2-3 месяцев.