Изменение территории Украины возможно только через всеукраинский референдум, однако в условиях военного положения его проведение невозможно — российские требования относительно референдума сознательно нереалистичны и направлены на затягивание процесса.

Об этом в эфире телеканала "Апостроф" заявил эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко.

Он напомнил, что согласно статье 73 Конституции Украины вопрос смены территории решается исключительно всеукраинским референдумом, однако для этого предусмотрена сложная многоуровневая процедура.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

По его словам, в случае гипотетического рассмотрения вопроса изменения территории сначала должно быть заключено межгосударственное соглашение, подписанное от имени Украины, в частности президентом, далее — его ратификация Верховной Радой, и только после этого — вынесение вопроса на всеукраинский референдум.

 

"В условиях военного положения это все смысла нет обсуждать, потому что мы не можем проводить никакие референдумы в условиях военного положения", - отметил Бондаренко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

 

Он обратил внимание, что даже сама процедура подготовки референдума требует значительного времени — от 60 до 90 дней, и это при полной безопасности и стабильной ситуации.

Эксперт подчеркнул, что референдум по изменению территории Украины никогда раньше не проводился, а соответствующая конституционная норма заложена как предохранитель от потери территориальной целостности.

Он также подробно объяснил, что организация голосования в условиях войны сталкивается с рядом нерешенных проблем — от рисков безопасности и разрушенных избирательных участков до миллионов внутренне перемещенных лиц и голосования граждан за рубежом.

 

"Голосование - это не один день, когда мы приходим и бросаем в урну бюллетень", - подчеркнул эксперт.

 

Бондаренко пояснил, что статья 157 Конституции, запрещающая изменения, направленные на ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности, формально не противоречит статье 73. Конституция не содержит конкретного описания границ в километрах, а вопрос территории определяется общими принципами. В то же время, потенциальное противоречие может возникать со статьей 2 Конституции, которая закрепляет принцип целостности и неприкосновенности территории Украины.

Эксперт подчеркнул, что нынешние заявления о референдуме являются, скорее, элементом политического давления, а не реальным путем к урегулированию ситуации. Он подчеркнул, что Россия сознательно выдвигает требования, которые не могут быть реализованы, не рассчитывая на реальные договоренности.

 

"Ключевая проблема состоит в том, что одна из сторон - Российская Федерация - не ищет ответа на эти вопросы. Они не заинтересованы в мирном процессе", - подытожил Богдан Бондаренко.

 

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Ранее "Апостроф" сообщал, что Президент Украины Владимир Зеленский выдвинул перспективу вынесения вопроса о территориальном контроле на востоке страны на референдум, поскольку Киев испытывает рост давления со стороны Соединенных Штатов, чтобы согласиться на условия нового мирного плана по прекращению войны. Зеленский подчеркнул, что решение должно принимать украинский народ.

Вопрос украинских территорий сейчас активно обсуждается между Вашингтоном, Киевом и Москвой в рамках поиска возможных условий для завершения войны. По словам Зеленского, США предлагали рассматривать этот регион как "свободную экономическую зону", в то время как Россия хочет видеть его "демилитаризованным". Пока американская сторона ищет приемлемый формат, но президент подчеркнул, что многое зависит от ситуации на фронте и действий украинской армии.

Пресссекретарь российского диктатора Дмитрий Песков заявил, что обсуждение возможного референдума по территориям в Украине может быть "попыткой создать паузу на фронте", на что Кремль "не пойдет".