Весна вместе с сошедшим снегом в очередной раз вскрыла украинские дорожные "язвы". Об ужасающем состоянии автомобильных дорог в нашей стране сегодня не вспоминает разве что ленивый. Но в последнее время власти решили взяться за эту проблему всерьез - в 2018 году был создан Государственный дорожный фонд, а в бюджете 2019 года на дорожное хозяйство выделены рекордные в новейшей истории Украины суммы. "Апостроф" разбирался, как все это может помочь решить одну из главных проблем государства.
Состояние отечественных дорог остается одной из наиболее острых проблем Украины. На ремонт дорожного покрытия каждый год выделяются значительные суммы, в стране создан Дорожный фонд, разработана и утверждена правительственная целевая программа развития автодорог. Но пока все это не приводит к каким-то заметным улучшениям.
Дорожный бюджет
Общая протяженность отечественных дорог составляет около 430 тысяч километров, из которых 250 тысяч километров – улицы и дороги, расположенные в населенных пунктах и находящиеся в сфере ответственности местных властей. Более 170 тысяч километров – дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты. Они делятся на международные, национальные и местные. Последние – а их около 120 тысяч километров – в рамках децентрализации переданы на уровень регионов. Оставшийся дорожный фонд – более 50 тысяч километров – ремонтируется за счет средств Государственного агентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодор").
В минувшем году "Укравтодор" отремонтировал 3800 километров.
В госбюджете 2018 года на строительство и ремонт дорог было запланировано 44 миллиарда гривен (по словам исполняющего обязанности главы "Укравтодора" Славомира Новака, реально поступило 42,5 миллиарда гривен). При этом 6,5 миллиарда гривен из этих средств пошли на погашение задолженности по кредитным обязательствам.
Бюджет нынешнего года предусматривает финансирование дорожного хозяйства на уровне 48 миллиардов гривен. Из них в распоряжение "Укравтодора" поступит 33,4 миллиарда гривен. Как и в прошлом году часть денег – 8,5 миллиарда гривен – расходы на выплаты по кредитам минувших лет.
В 2019 году "Укравтодор", согласно данным его руководителя, отремонтирует 1500-1800 километров. Среди приоритетов ведомства на текущий год – ремонт участков дорог Львов-Тернополь-Умань и Белая Церковь-Одесса-Николаев-Херсон в рамках проекта GO Highway, который призван соединить польские порты на Балтийском море с украинскими на Черном море (4 миллиарда гривен); Днепр-Решетиловка (2 миллиарда гривен); Одесса-Рени (1,5 миллиарда гривен); Мерефа-Лозовая-Павлоград (1 миллиард гривен); Запорожье-Мариуполь (1 миллиард гривен); Николаев-Кропивницкий (1 миллиард гривен).
Кроме того, запланировано строительство северного объезда города Ривне (200 миллионов гривен); строительство приграничной инфраструктуры на границе с Польшей (152,8 миллиона гривен); строительство приграничной инфраструктуры на границе с Венгрией (26,7 миллиона гривен); реализация инвестиционного проекта по улучшению состояния автомобильных дорог общего значения во Львовской области (500 миллионов гривен).
Правительство также выделяет 14,6 миллиарда гривен региональным бюджетам в виде субвенций на строительство и ремонт дорог местного значения.
Осторожно - яма!
Пока же состояние дорог остается удручающим. Особенно это заметно с приходом весны, когда вместе со снегом нередко сходит и уложенный перед зимой асфальт. На форумах автомобилистов по этому поводу бушуют нешуточные страсти.
И это - далеко не самые жесткие высказывания.
Впрочем, нарекания вызывают не все дороги или, точнее, не все участки отечественных дорог:
На интерактивной карте состояния автодорог дорог Украины преобладает красный цвет - им помечены дороги с большим количеством ям, а также те, где скорость движения возможна лишь на уровне менее 60 километров/час. И если на западе страны, а также вблизи Киева и в направлении Одессы часто встречается зеленый (отсутствие ям, скорость движения более 100 километров/час) и желтый цвет (небольшое количество ям, средняя скорость менее 100 километров/час), то на юге и востоке в основном все окрашено в красный.
Как найти триллион
Приведенные выше данные способствуют развитию легкого когнитивного диссонанса - денег на ремонт дорог выделяется все больше, а воз и ныне там.
Прежде всего, необходимо понять, что имеющихся в наличии средств все равно недостаточно для того, чтобы отремонтировать все дороги Украины.
"Этих денег (в бюджете 2019 года - "Апостроф") больше, чем раньше. Но их недостаточно, чтобы отремонтировать все дороги в Украине. Их хватит на то, чтобы отремонтировать всего лишь порядка 4000 километров", - заявил изданию бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.
По его словам, целевая программа развития отечественных дорог в 2018 году была выполнена, а ее перспективы в будущем будут зависеть от бюджетного финансирования.
"В нынешнем году, принятые объемы финансирования дают возможность ожидать, что, все-таки, все будет выполнено, а как будет в следующем, - никто не знает", - сказал эксперт. "Чтобы отремонтировать все дороги, нужен 1 триллион гривен", - добавил он.
Нынешнее состояние дорог - прямое следствие хронического недофинансирования этой сферы во все предшествующие годы, убежден эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов. В разговоре с "Апострофом" он отметил, что важным моментом является даже не то, сколько выделяется денег на ремонт дорог, а то, будут ли эти деньги использованы по назначению. Плюс – контроль за выполнением работ, с которым есть проблемы. К этому процессу планируют привлекать инспекторов с международными сертификатами, но ситуация далека от радужной.
"Третий год обсуждают, и они сейчас работают очень частично. Такая же история с общественным контролем – они тоже работают выборочно".
Есть еще одна проблема – до сих пор так и не удалось отказаться от ямочного ремонта, несмотря на обещания.
"Ямочный ремонт – это прорва, которую невозможно проконтролировать – песок туда насыпали, или асфальт положили? Ямочный ремонт потому и выгоден подрядчикам. А потом снег сошел – и все", - рассказывает Коновалов.
Если говорить суммах, в нынешнем году на дорожное хозяйство нужно было бы выделить не 50 миллиардов гривен, а 70-80 миллиардов гривен.
По словам юриста компании SDM Partners Анны Непомящей, очевидно, что "без привлечения иностранных инвестиций Украине будет сложно восстановить дорожное покрытие за сравнительно короткое время". В комментарии "Апострофу" она сказала, что сейчас правительство "медленными шагами идет навстречу иностранным инвесторам путем реформирования сфер взаимодействия с органами власти, а также вносит изменения в законодательство о концессии автомобильных дорог".
Где ремонтировать будем?
Исходя из всего вышесказанного - какие дороги в Украине нуждаются в первоочередном ремонте? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
"Больше всего проблем с местными дорогами", - считает Вячеслав Коновалов. "Южные регионы по линии Николаев-Одесса – там, конечно, очень плохо. Кировоградская, Черкасская области – оттуда вывозят зерно в направлении портов, и там никакого особого весового контроля не проводят. Из-за этого дороги просто разрушаются".
Минувший год показал, что власти регионов, на которые возложена ответственность по проведению ремонта местных дорог, не осваивают выделяемые на эти цели средства, и часто это происходит вследствие злоупотреблений.
Александр Кава считает, что особой проблемы с местными дорогами нет.
"Проблема была только в том, что в прошлом году это была новая функция для областных государственных администраций, и не все сумели с первого раза выполнить все задачи. Но деньги никуда не исчезли, они остались на счетах обладминистраций и в этом году, я думаю, они будут использованы", - отметил он.
Приоритет должен быть отдан международным и национальным дорогам, так как "на них приходится большая доля потока автомобилей, и они играют важную роль, как во внутригосударственном сообщении, так и для международных перевозок, в том числе транзитных".
Если говорить о частных инвестициях, то, как отмечает Анна Непомящая, исходя из того, что в соответствии с законодательством в концессию могут передаваться исключительно новые дороги, то, очевидно, инвесторы будут вкладывать, прежде всего, в строительство, а не ремонт дорог.